Print This Post

В рамках торжественных мероприятий Павловых дней в греческом городе Верия со 2 по 4 июня 2016 года состоялись сессии XXII международной научной  конференции «Апостол Павел и философы – 2400 лет со дня рождения Аристотеля», в которых приняли участие ведущие богословы и ученые из различных стран. Приветствие, адресованное  участникам международного  форума, огласил в день открытия конференции епископ Шахтинский и Миллеровский Симон.

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Пантелеимону,
митрополиту Верийскому, Наусскому и Кампанийскому,

участникам XXII международной научной конференции «Апостол Павел и философы – 2400 лет со дня рождения Аристотеля»

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Пантелеимон!

Ваши Преосвященства, дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я рад передать приветствия Его Святейшества организаторам и участникам ежегодной научной конференции в г. Верии, посвященной личности и учению святого апостола Павла.

На протяжении двух тысячелетий жизнь и наследие великого апостола народов осмысляются Церковью, служат глубоким и неисчерпаемым источником христианского богословствования и любомудрия. Тема очередной конференции в Верии приурочена к юбилею Аристотеля и посвящена одному из важнейших для богословия аспектов: отношениям богословия и философии, восприятию и переосмыслению философии в христианском богословии.

Невозможно представить себе историю христианской мысли в изолированном пространстве. Со времен апостольской проповеди христианство крепнет и развивается в условиях уже сформировавшейся античной цивилизации, отвергая все безнравственное и несообразное вере Христовой, но с успехом воспринимая и применяя все лучшее, что имелось тогда в античной культуре и образовании. Подобно редкому и прекрасному цветку, росток христианской веры и христианского воспитания пробивался на свет, вбирая в себя силу и питательные соки той культуры, в которой Промысел Божий его произрастил.

Благодаря античной философии святоотеческая мысль обретает свой язык и аппарат мышления, по слову апостола, для всех становится всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9. 21). Христиане высмеивают все софистическое и поверхностное в философском образовании своего времени, но используют методы философии, чтобы отстаивать истинную веру, опровергать лжеучения и ереси, формулировать догматическое учение Церкви.

Впоследствии, с распространением монашества, любомудрием в аскетической письменности стали называть и путь христианского подвижника, по примеру апостола сораспявшего себя Христу и вслед за Христом воскресающего к обновленной жизни (Гал. 2. 19-20).

Наконец, упражнение в философии закаляет и ум духовно опытного богослова, по благодати Божией восходящего к высотам созерцания, недостижимым для мудрецов века сего.

Но, начиная с проповеди апостола в Ареопаге и вплоть до современности, христианство неизменно указывает в философии ее существенную, нравственную часть: упражнение в добродетели и стремление к познанию истинного Бога, которого язычники, не зная, чтут (Деян. 17. 23). Именно такое христианское понимание философии может и должно стать основой диалога с современным секулярным обществом, стремительно уходящим от христианских ориентиров.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл желает участникам конференции помощи Божией в трудах и плодотворной работы.

С любовью о Господе,

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Волоколамский Иларион