Print This Post

18 ноября 2015 года в актовом  зале Общецерковной аспирантуры  и докторантуры имени святых  Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялся круглый стол «Князь Владимир и цивилизационный выбор России».

Заседание, прошедшее в рамках  международной конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», вели председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» политолог Ф.А. Лукьянов.

В работе круглого стола приняли участие декан Богословского института святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сан-Франциско (Русская Зарубежная Церковь) архимандрит Ириней (Стинберг), канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд (Православная Церковь в Америке), проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Ученого совета ОЦАД, заведующий Сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Димитрий Сафонов, директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин, исполнительный директор Фонда имени Григория Богослова Л.М. Севастьянов, заведующий кафедрой общественных наук ОЦАД, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории ОЦАД А.Ю. Андреев, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

В начале работы круглого стола к его участникам обратился митрополит Иларион, отметивший, что целью нынешней встречи является свободное обсуждение значимости выбора святого равноапостольного князя Владимира не только в исторической перспективе, но и в преломлении жизни современного общества:

«Мы все время говорим о том, что святой князь Владимир сделал некий цивилизационный выбор. А что это означает? Что, собственно, он выбрал? Святейший Патриарх сегодня в своем выступлении отметил, что об этом выборе говорят и думают очень по-разному. Одни считают, что князь Владимир выбрал для Руси европейский путь развития, что благодаря принятию христианства он соединил Русь с Европой. Кто-то говорит, что это был, прежде всего,  политический выбор в пользу союза с Византией, что само крещение – сначала князя Владимира, а потом всего русского народа – было обусловлено политической конъюнктурой.

Так что это был за выбор? Я глубоко убежден: самое главное, что сделал князь Владимир, – он выбрал Христа, Евангелие, духовно-нравственные ценности, которые Христос принес в этот мир. Именно это предопределило историю нашего Отечества. И на каждом новом этапе развития нашей отечественной истории мы видели, каким образом этот судьбоносный выбор князя Владимира сказывался на всем нашем народе, какое значение он имел для исхода многих битв и войн, какое влияние этот выбор оказывал на нашу русскую культуру».

О том, как этот выбор видится в перспективе жизни современного государства и общества, митрополит Иларион попросил рассказать известного политолога Федора Александровича Лукьянова.

«Наша национальная особенность заключается в том, что мы смотрим на мир очень широко и любим обобщать. Эта тема столь ярко и рельефно появляется не в любой момент. Особенно она начинает волновать и общество, и тех, кто берет на себя смелость это общество куда-то вести, в эпохи, когда возникает либо сомнение в направлении движения, либо потребность, осмыслив то, что было, взглянуть вперед, продлить некую традицию, преемственность», – отметил Ф.А. Лукьянов.

По его мнению, сейчас именно такая эпоха, в том числе и потому, что современный мир пребывает в невероятно динамическом состоянии, и динамика эта, как минимум, неоднозначная, а временами – очень пугающая. «Думаю, что суть цивилизационного выбора – в том, что он все в себя включает. Это и культура, и ценности, и политика, и экономический уклад, – продолжил выступающий. – Нам сейчас, прежде всего, необходимо понять, насколько выбор, сделанный тогда князем Владимиром и неоднократно подтвержденный в истории нашей страны, действует сегодня».

С вводным докладом «Международное положение Руси в момент принятия христианства» выступил российский историк и филолог, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук А.В. Назаренко.

Также прозвучали выступления проректора по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерея Владимира Шмалия, секретаря Ученого совета ОЦАД, заведующего Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священника Димитрия Сафонова, исполнительного директора Фонда имени Григория Богослова Л.М. Севастьянова, заведующего кафедрой общественных наук ОЦАД, руководителя Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравца, доктора исторических наук, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.Ю. Андреева.

В завершение работы круглого стола владыка Иларион  поблагодарил участников дискуссии за содержательный и интересный обмен мнениями.

Подводя итоги обсуждения, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«В некоторых западных языках, в частности, в английском есть грамматическая форма, именуемая Past continuous, то есть прошедшее продолжающееся. Говоря об истории – это касается и истории мира, и истории нашего Отечества, и истории Церкви – мы должны понимать, что она не является чем-то, о чем мы можем упоминать только в прошедшем времени, потому что история продолжается. События, которые происходили много веков назад, тем или иным образом продолжаются сегодня.

Приведу в качестве примера противостояние, которое происходит сегодня на Святой Земле. Если посмотреть на происходящее там, мы невольно задаемся вопросом: а не продолжение ли это той самой истории, которая так красочно изображена на страницах Ветхого Завета? Когда люди задают нам вопрос, почему в Ветхом Завете столько жестокости, столько крови, мы можем задать тот же вопрос про наши дни: а почему сейчас это все происходит? Потому что человечество не меняется. История продолжается, но события происходят те же самые и по тому же самому сценарию. На территории, которую мы называем Святой Землей, изменились какие-то этнические балансы, но история, описанная на страницах Библии, продолжается там и сейчас. И это, по-моему, очевидный факт для всех, кто туда приезжает.

Это касается и нашей отечественной истории. Когда мы поднимаем тему цивилизационного выбора князя Владимира, кому-то может показаться, что речь идет о делах давно минувших дней – историки собираются, начинают обсуждать, что это был за выбор, для чего он был сделан. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что этот выбор имеет самое прямое отношение к тому, что происходит сегодня с нашим Отечеством и вокруг него, к тому, что происходит в мире.

Сегодня в ходе обсуждения мы затрагивали тему соотношения между христианством и другими религиями в современном мире. Интересно, что современная Европа официально не говорит о себе как о христианском регионе. Политики всячески стыдятся упоминать о христианских корнях Европы и стараются найти какие-то другие выражения, следуя правилам политкорректности. Однако я обратил внимание, что после трагического события с российским самолетом, которое уже признано терактом, а затем и после серии терактов в Париже политики и обозреватели, которые в западных средствах массовой информации пытались проанализировать эти события, вольно или невольно говорили о европейских государствах как странах христианских. Вплоть до того, что один комментатор отметил: теракт произошел в то время, когда две христианские команды Германии и Франции играли в футбол. Уж какое отношение христианство имеет к футболу, непонятно, но обозреватель не нашел лучшего определения для тех стран, чьи представители играли в этот момент на футбольном поле, чем назвать их христианскими.

Поэтому при дискуссии о цивилизационной идентичности России и европейских стран, о причинах, которые лежат за трагическими событиями, которые разворачиваются сегодня на наших глазах, нельзя не принимать во внимание, что все это коренится в прошлом, что без ответов на вопросы, которые оно ставит перед нами, мы не сможем ни разобраться в настоящем, ни трезво оценить перспективы на будущее. Вот почему так важно, чтобы ученые – и светские, и церковные – чаще собирались на такого рода площадках».

Архипастырь подчеркнул, что Общецерковная аспирантура и докторантура будет и в дальнейшем развиваться как площадка для диалога между светской и церковной наукой.

Служба коммуникации ОВЦС