Print This Post

Конференция прошла 3 октября 2015 года в Минской духовной семинарии при Успенском Жировицком монастыре в рамках программы празднования 100-летия со дня рождения всемирно известного православного священнослужителя.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Гурий!

Уважаемые участники конференции!

Наша встреча посвящена памяти маститого пастыря Русской Православной Церкви, доктора богословия, профессора протопресвитера Виталия Борового и приурочена к 100-летию со дня его рождения. Мы собрались здесь не только для того, чтобы воздать должное его заслугам. Изучение его жизни и многообразных трудов на ниве церковного, научно-педагогического и общественного служения, снискавших ему глубокое уважение и любовь многих людей как в России, так и далеко за ее пределами, необходимо нам сегодня прежде всего для осмысления перспектив нашего служения: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

В судьбе отца Виталия, как в зеркале, отразилась вся история страны и Церкви ХХ века. Различные аспекты его многогранной церковной деятельности, думаю, найдут должное отражение в докладах и выступлениях других участников конференции, я же кратко остановлюсь на его вкладе во внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, так как ей он отдал без малого полвека своей насыщенной событиями жизни.

Официально отец Виталий был принят в Отдел внешних церковных сношений 5 июня 1959 года его председателем митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Но уже ранее, наряду с другими представителями духовных школ, он приглашался к участию в межхристианских собеседованиях, где обратил на себя внимание Священноначалия как глубокий богослов и знаток церковной истории.

Так, в июле 1956 года на собеседованиях богословов и церковных историков Русской Церкви с представителями Англиканской Церкви он выступил с докладом «Символы веры и Соборы», в котором убедительно доказывал, что всеобщим, вселенским Символом веры должно считать именно Никео-Цареградский символ, а авторитетным выражением учения Древней Церкви — догматические постановления семи Вселенских соборов, следование которым является основным признаком всякой Церкви, сохраняющей преемственность от апостольских времен.

Отец Виталий всегда отстаивал православный взгляд на задачи и методы достижения церковного единства: Православная Церковь, как Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская, не отрицает исторического значения других христианских конфессий и стремится к достижению их единения с собой. В надежде на это наша Церковь всегда готова с любовью обсуждать вероисповедные вопросы с инославными братьями во Христе, терпеливо разъяснять им свою точку зрения, свидетельствовать перед ними о великом наследии неразделенной Церкви, верно ею сохраняемой, и желает вести с ними честный и равноправный диалог. С этой целью Русская Православная Церковь в 1961 году вступила во Всемирный Совет Церквей.

Отец Виталий был активным участником подготовки этого важнейшего для той поры события. Уже в июне 1959 года, сразу после вступления в должность действительного члена Отдела, отец Виталий уехал в Женеву, где по приглашению генерального секретаря ВСЦ доктора В. А. Виссерт-Хуфта изучал деятельность и структуры Совета. В августе того же, 1959 года отец Виталий был наблюдателем от Русской Церкви на заседании Центрального комитета ВСЦ на острове Родос в Греции, а уже в декабре готовил прием в Москве первой официальной делегации ВСЦ, возглавляемой В. А. Виссерт-Хуфтом.

Вся его дальнейшая деятельность по линии внешних церковных связей так или иначе была отдана межхристианскому диалогу и свидетельству православия во Всемирном Совете Церквей.

На III Ассамблее ВСЦ в ноябре 1961 года в Нью-Дели, где наша Церковь была принята в члены этой организации, он был избран в Центральный комитет ВСЦ, а затем переизбирался в него тридцать лет, вплоть до февраля 1991 года. Он был введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в ней в должности члена рабочего комитета, а с июня 1966 по июль 1975 года был заместителем директора Комиссии. По инициативе отца Виталия в официальные документы Совета было внесено положение о том, что необходимой основой для поиска путей к единству различных христианских конфессий является исповедание Святой Троицы.

Начиная с марта 1962 года, на протяжении 13 лет (с перерывами) отец протопресвитер был представителем Русской Церкви при ВСЦ и настоятелем храма Рождества Богородицы в Женеве. Отец Виталий являлся активным участником пяти Генеральных ассамблей ВСЦ (включая седьмую, проходившую в 1991 году в Канберре в Австралии).

В течение долгого времени отец Виталий трудился также в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-Католической Церкви. Он присутствовал в качестве наблюдателя от Русской Церкви на всех заседаниях II Ватиканского Собора, проходившего с 1962 по 1965 год.

Его межхристианская деятельность не ограничивалась работой в ВСЦ. Он также активно участвовал во Всехристианских мирных конгрессах, международных миротворческих форумах, сотрудничал с Конференцией европейских церквей (КЕЦ), Национальным советом церквей Христа в США и Экуменическим советом церквей Канады, являлся членом неофициальной консультативной комиссии между богословами Русской Церкви и Древними Восточными Церквами.

Неоценим вклад протопресвитера Виталия Борового в развитие межправославного сотрудничества. В составе делегации Русской Церкви он участвовал в 1961 году в I Всеправославном совещании на острове Родос, положившем начало подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Он также трудился в Родосской богословской комиссии по разработке проектов позиции нашей Церкви по 38 тематическим разделам, был членом межправославной подготовительной комиссии вплоть до конца 1990-х годов.

Сотрудничество с зарубежными церквами и международными церковными и церковно-общественными организациями отец Виталий рассматривал как способ защиты Русской Церкви от советского гнета и считал полезным для внешней миссии Православия. Он щедро делился со всеми своей любовью к Православной Церкви, православному богословию, традиции и духовности, показывал верность Русской Православной Церкви и ее пастве, готовность к общению и диалогу не только со всеми христианами, но и со всеми людьми доброй воли. Для многих он являлся не просто примером живой и глубокой веры, но и образцом, камертоном Православия.

Протопресвитер Виталий Боровой с 28 февраля 1960 года до 10 октября 1995 года с перерывами занимал пост заместителя председателя ОВЦС. На этой должности он проявил себя как талантливый организатор, став, по образному замечанию одного из современников, архитектором внешней церковной политики.

Исполняя возложенные на него послушания, отец Виталий не считался со своим здоровьем. В феврале 1968 года в результате перегрузок он сильно заболел, швейцарские врачи категорически настаивали на полном отдыхе в течение 3−4 месяцев, после чего предписывали ему работать не более 38 часов в неделю. Но в марте лечащий врач констатировал, что улучшение здоровья не произошло, так как не удалось оградить больного от исполнения его профессиональных обязанностей.

Главным содержанием жизни отца Виталия было беззаветное служение Церкви Божией, и совершал он это служение в рискованных и тяжелых внешних обстоятельствах, связанных с постоянным стремлением советского государства поставить Церковь под тотальный контроль.

Возможно, не все знают, что в юности Виталий Михайлович Боровой не думал принимать священный сан, видя свое будущее в служении прежде всего церковной науке. Жизненным примеров для него был выдающийся церковный историк Василий Васильевич Болотов. И на стезю внешней церковной деятельности он также вступил вопреки своим жизненным планам, опасаясь, что она будет мешать его трудам на кафедре в Ленинградской духовной академии, которую когда-то возглавлял профессор Болотов.

И священнослужителем, и церковным дипломатом он стал по послушанию. И, несомненно, это стало залогом того успеха, которого отец Виталий достиг в жизни: в его лице Русская Церковь приобрела выдающегося пастыря и проповедника, выдающегося церковного дипломата и выдающегося богослова. Это человек целой эпохи, который лично приложил немало трудов, чтобы сегодняшнее возрождение Русской Православной Церкви стало возможным.

Приняв от Господа многочисленные таланты, он не скрыл их под спудом, но умножил и сторицею возвратил их Церкви Христовой. К отцу Виталию по справедливости приложимо исповедание пророка и псалмопевца Давида: «В Боге… крепость силы моей и упование мое в Боге» (Пс. 61:8). Отец Виталий по праву мог бы повторить слова апостола Павла: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим. 1:12). Верю, что он, подобно доброму и верному рабу из притчи Спасителя, при встрече с Господом услышал от Него: «Добрый и верный раб, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21).

Протопресвитер Виталий Боровой оставил о себе добрую память. Для него всегда главным было служение Богу и Церкви. В одной из своих многочисленных проповедей он говорил: «Мы призваны служить людям, любить людей, сеять добро и правду, и красоту, и свет в других сердцах, а для этого быть самим носителями этого доброго и святого. Мы должны Богу уподобляться, в Бога богатеть».

Надеюсь, что нынешняя конференция положит начало долгой и вдумчивой работе по изучению и осмыслению богатейшего наследия приснопоминаемого протопресвитера Виталия Борового. Желаю в этом успеха ее участникам.