Print This Post

2 мая 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин.

 Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

В пасхальные дни взоры многих православных верующих обращаются к Святой Земле – к местам, где протекала земная жизнь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы поговорим о Святой Земле, о Ближнем Востоке, о Палестине с председателем Императорского православного палестинского общества Сергеем Степашиным. Здравствуйте, Сергей Вадимович!

С. Степашин: Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Христос Воскресе!

С. Степашин: Воистину Воскресе!

Одной из главных задач, стоящей перед Императорским палестинским обществом, является серьезная, кропотливая и подчас очень опасная работа на Ближнем Востоке. Я начну, пожалуй, с самого проблемного на сегодня региона – с Сирии, которая нам очень близка по христианским традициям. Сегодня все народы Сирии переживают очень тяжелый период. В самом страшном положении оказались христиане.

Недавно мы отметили 100-летие геноцида армянского народа. Вы знаете, что Армянская Церковь признала святыми более миллиона граждан, убитых в период геноцида. Считаю, что сегодня мы имеем полное право сказать, что и на Ближнем Востоке происходит геноцид христиан.

Императорское православное палестинское общество в силу своих возможностей оказывает гуманитарную помощь всем пострадавшим в результате этой страшной трагедии. Мы уже направили в Сирию порядка 12-ти грузов. Эта помощь бесплатная, ее мы собирали, что называется, по всему нашему российском миру. Люди давали то, что могли. Хотел бы также выразить благодарность Министерству по чрезвычайным ситуациям и авиакомпании  Сирийские Авиалинии за оказанное содействие.

Еще один важный момент – это то, что мировое сообщество, наконец, заговорило о проблемах Ближнего Востока. Особое звучание сегодня приобретают высказывания на международных форумах, в том числе в ООН, о дискриминации и гонениях христиан. Несмотря на то, что в международных организациях отношение к России разное, нас впервые услышали, и не только на Женевской и Нью-Йорской площадке: впервые в истории Совета Безопасности ООН по нашей инициативе вместе с министром иностранных дел Сергеем Викторовичем Лавровым вопрос защиты христианства и положения христиан на Ближнем Востоке был вынесен на заседание Совета Безопасности ООН.

Митрополит Иларион: В этом направлении мы с Вами трудимся уже много лет. Еще несколько лет назад, когда мы от лица нашей Церкви в полный голос говорили о том, что происходит с христианами на Ближнем Востоке, на Западе нас предпочитали не слышать. Помню, я выступал на заседании III Комитета ООН в Нью-Йорке, где было представлено около 150 стран. Я привел статистику, факты, но в ответ было полное молчание, и создавалось совершенно отчетливое впечатление, что западный мир не хочет слышать о трагедии христиан, разворачивающейся на наших глазах.

Да, действительно, в последнее время стало что-то меняться, и если раньше говорили только об исламофобии, об антисемитизме, принимали на международных площадках резолюции по этой теме, то сейчас впервые заговорили о гонениях на христиан. Но заговорили уже после того, как в нескольких странах Ближнего Востока, в результате так называемой «арабской весны», инспирированной не внутри арабского мира, а извне, христианство, по сути, было уничтожено.

В Ираке еще десять с небольшим лет назад проживало около полутора миллионов христиан. Сейчас уже точно неизвестно, сколько их там осталось. Называются разные цифры: от ста до четырехсот тысяч. Большинство иракских христиан либо погибли, либо были вынуждены покинуть родную землю. Почти не осталось христиан в Ливии, где их было около ста тысяч. Трагические события на протяжении нескольких лет происходили в Египте. И сейчас мы видим, что происходит в Сирии уже несколько лет, где при поддержке западных стран так называемая оппозиция (по сути, неконтролируемые банды боевиков) систематически уничтожает христианское население и христианское наследие.

Все это происходит на глазах цивилизованного мира. И только после того, как в Интернете стали появляться ужасающие видеоролики массовых казней, в Европе и вообще на Западе, наконец, заговорили в полный голос о гонениях на христиан. А ведь уже погибли десятки и сотни тысяч людей, миллионы людей остались без крова. И мы не можем больше ждать, не можем ограничиваться только разговорами, ибо здесь уже нужны решительные действия.

Гуманитарное содействие, которое оказывает Императорское православное палестинское общество на Ближнем Востоке, направлено на помощь людям, оказавшимся в ситуации гуманитарной катастрофы. И те 12 гуманитарных конвоев, которые по инициативе Общества были направлены в Сирию, помогли очень многим людям, и не только христианам, но и мусульманам.

С. Степашин: Перед нами стоит еще одна задача, правда, скажу откровенно, с учетом военной ситуации, она серьезно осложняется. Вы знаете, что было принято решение о строительстве первой после 1914 года русской школы в Дамаске. Есть договоренность с руководством этой страны, есть возможности, но  посмотрим, как дальше будут развиваться события.

Должен также сказать, что руководство Сирии в прошлом году приняло решение (оно было объявлено на встрече с президентом Асадом) о том, что для всех сирийских школьников стало обязательным изучение русского языка.  Я думаю, что такого рода поддержка тоже чрезвычайно важна. Мы сегодня расширяем возможности обучения в наших вузах сирийских молодых ребят. Сразу по приезду из Сирии у меня были встречи и с министром образования, и с руководителями крупных вузов, в том числе с ректором Московского университета. Я думаю, что это очень важно.

Но и, конечно, я еще раз хочу подчеркнуть – важно, что нас сейчас слышат. Важно, чтобы наш голос приобретал все большее звучание и на международных аренах, и в ООН, и в Женеве, и в Нью-Йорке, и в Москве, и на Ближнем Востоке. В этом плане я хотел бы поблагодарить нашу Русскую Православную Церковь, от которой ИППО неотделимо, и Антиохийского Патриарха, мужественного человека, брат которого был захвачен бандитами и до сих пор его судьба неизвестна.

Нам всем вместе пора задуматься, не только православному народу, не только христианам, а всем, кто любит свою землю, любит мир и уважает людей.

Митрополит Иларион: Несколько месяцев назад меня попросили принять делегацию так называемой сирийской оппозиции, хотя, конечно, не дело Церкви вмешиваться в политические конфликты. Я встретился с этими людьми, пообщался с ними. Но в течение часа я не мог понять, кого, собственно, они представляют и на что могут повлиять. В течение одной беседы мне назывались разные имена, разные организации: то говорилось, что они никак не связаны с армией, потом наоборот, что они являются политическим крылом так называемой сирийской освободительной армии. В общем, понять было трудно.

Мне кажется, что сейчас и на Западе все-таки понимают, что делать ставку на малоуправляемых людей слишком рискованно. К чему в итоге привела та поддержка, которая оказывалась экстремистским силам на Ближнем Востоке? К тому, что сейчас на Ближнем Востоке терроризм и экстремизм продолжают расти и распространяться, словно эпидемия чумы. И западный мир уже не знает, что делать.

Не так давно была принята резолюция, инициированная Россией, Ватиканом и Ливаном, касающаяся как раз положения христиан. Это своевременная резолюция, но пора бы уже от слов перейти к делу. Мы не можем просто ограничиваться резолюциями, констатацией того факта, что, действительно, происходит геноцид христиан. Одно дело, когда речь идет о событиях 100-летней давности, и совсем другое, когда такая трагедия разворачивается на наших глазах. Трудно поверить, что западные державы, обладающие мощными вооружениями, мощной системой слежения, разведки, не имеют достаточно сил, чтобы остановить эту «черную чуму».

С. Степашин: Пример из другой плоскости. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вспомним, кто привел к власти Гитлера? Тот же Запад, те же североамериканские штаты. Пока эта нацистская зараза не распространилась по всей Европе, не удавалось объединиться. Но потом смогли же это сделать.

Что происходит в Саудовской Аравии и Йемене? Я не особо приветствую их действия с точки зрения возможного результата, но как только у границы «прижало», сразу объединились, и теперь имеют полную поддержку, в том числе и финансовую, со стороны США.

Вы абсолютно правы – мы должны работать вместе, и в первую очередь европейские страны: Франция, Германия, Италия, куда сегодня направляется огромное количество беженцев, в том числе из Эфиопии. Уже туда докатилась эта ситуация. Военная составляющая должна когда-то сработать и не иначе как по резолюции Совбеза ООН, но главное —  прекратить поддержку, ведь очевидно, откуда деньги, оружие, военные специалисты. Я прошел первую чеченскую кампанию, воевал, и мы знаем, кто это поддерживал – те же, кто потом в 2001 году били по башням в Нью-Йорке.

Еще раз хочу подчеркнуть, мы сегодня, акцентируя внимание на Украине – это наша боль, наша общая беда, там тоже наши люди –  не должны при этом не замечать той страшной трагедии, той чумы, которая может захлестнуть в XXI веке весь мир. Это действительно сатанинская чума, и я с Вами полностью согласен.

Митрополит Иларион: Именно поэтому сейчас важны консолидированные действия всего цивилизованного мира.

С. Степашин: Да. Вы встречались с Папой Римским, и руководитель ИППО с официальным визитом был в Риме. Папа нас поддержал и официально, и публично. Это тоже хороший прецедент.

Митрополит Иларион: Позиция, которую сейчас занимает Святой Престол по таким международным вопросам, как Украина, Ближний Восток, нам очень близка. И здесь у нас нет существенных разногласий.

Мы прекрасно понимаем, что если весь мир сейчас не объединится против этой новой страшной эпидемии, то последствия могут стать необратимыми. Во-первых, на Ближнем Востоке может не остаться христиан. И это будет настоящей цивилизационной геополитической трагедией, потому что Ближний Восток – это колыбель христианства, место, где христиане жили на протяжении двух тысяч лет. Во-вторых, это откроет дальнейший доступ тем силам, которые уже себя агрессивно проявляют, ко всему миру. Я думаю, что каждая страна должна этим обеспокоиться, потому что рано или поздно это подойдет и к ее границам.

С. Степашин: Абсолютно правильно. Может быть, с моим мнением не согласятся, но Россия-то справится, мы уже привыкли. Мы пережили кавказскую трагедию, устояли. Но Западная Европа к этому абсолютно не готова. Там люди живут слишком хорошо, слишком расслабленно.

Я думаю, что сегодня осознание этого приходит. В первую очередь во Франции, где сейчас достаточно большое количество людей бежавших, работающих и живущих, которые придерживаются совершенно иных воззрений, чем христиане, да и просто цивилизованные люди. Вы абсолютно правы.

Надо всегда искать точки соприкосновения, а не то, что нас разделяет.

Митрополит Иларион: Совершенно верно.

С. Степашин: Это и есть то, что на данном этапе нас может серьезно сблизить. Не зря тема сегодняшней передачи в эти праздничные пасхальные дни посвящена тяжелой проблеме в нашем мире, требующей необходимого решения.

Митрополит Иларион: Спасибо Вам большое, Сергей Вадимович за все, что Вы делаете по линии Императорского православного палестинского общества, для облегчения положения людей, оказавшихся в критической ситуации, в ситуации гуманитарной катастрофы на Ближнем Востоке.

Служба коммуникации ОВЦС