Print This Post

12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил  Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Ему сослужили представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики храма.

На праздничном богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич.

После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии состоялся крестный ход. Затем было пропето величание святым первоверховным апостолам.

С приветствием к председателю ОВЦС обратился епископ Моравичский Антоний. Высказав слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, по благословению которого митрополит Волоколамский Иларион возглавил в храме Подворья праздничное богослужение, он сказал: «Наш храм является жемчужиной Москвы; он не закрывался на протяжении всей своей истории. И сегодня нас переполняет особое чувство, ибо Вы, владыка Иларион, осуществляющий в качестве председателя ОВЦС связи Святейшего Московского престола с другими Поместными Православными Церквами, ныне разделяете с нами  великую праздничную радость, свидетельствуя о единстве Церквей. Благодарю Бога за то, что Вы  приняли участие и в моей собственной жизни: учась в стенах Московской духовной академии, я сподобился слушать Ваши лекции, учиться у Вас. Мне особенно радостно, что Вы сегодня вместе с нами совершаете богослужение в этом святом храме».

Прозвучали также слова приветствия всем участникам торжества престольного  праздника. Особо епископ Антоний обратился к представителю Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси, поздравив его с возведением в сан митрополита.

На память о праздничном богослужении владыка Антоний преподнес митрополиту Илариону крест и панагию.

Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим:

«Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний!
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви.

Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников.

День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

Дорогой владыка Антоний, престольный праздник вашего Подворья – это торжество, в котором мы все с радостью принимаем участие. Вы знаете, что Святейший Патриарх Кирилл намеревается посетить Сербскую Православную Церковь с ответным визитом после того, как Русскую Православную Церковь посетил Святейший Патриарх Ириней. Мы радуемся, предвкушая это событие. Будем вместе с Вами готовить этот визит, чтобы, подобно Иоанну Предтече, который сделал прямыми стези Господа нашего (см. Мф. 3. 3), мы послужили нашим Предстоятелям в их грядущей встрече.

Неслучайно святые апостолы Петр и Павел часто изображаются на иконах вместе. Есть образ, на котором апостолы изображены заключающими друг друга в крепкие объятья, – он свидетельствует о том, что между ними царствовала та любовь, которую Сам Господь Иисус Христос заповедал, завещал и даровал нам.

Мы знаем из Деяний апостольских, из посланий апостола Петра, что не всегда отношения между двумя апостолами были гладкими и безоблачными. Апостол Павел влился в общину учеников Христовых в то время, когда эта община уже была сформирована, а во главе ее стоял всеми признанный апостол – тот самый, кому Господь по Своем воскресении трижды сказал: «Паси овцы Моя» (см. Ин. 21. 15-17). Не сразу Павла приняли в общину, опасаясь, что его обращение будет лицемерным и ложным, ибо всем было известно: он был гонителем христиан. И только по прошествии длительного времени Павел почувствовал себя членом апостольской общины, а апостолы убедились, что это человек, которого Господь призвал для особой миссии, – для того, чтобы проповедовать Евангелие Царствия язычникам.

Мы знаем из Деяний апостольских, что не сразу апостолы осознали, что им надлежит проповедовать не только среди иудеев и не только в синагогах, что следует идти и в далекие земли проповедовать среди язычников. Решение о такой проповеди было принято на историческом Апостольском Соборе в Иерусалиме, где присутствовали и Павел, и Петр, и другие ученики Спасителя.  На всех произвел глубокое впечатление рассказ апостола Павла о  знамениях и чудесах, какие Бог сотворил через него среди язычников. В результате вся апостольская община приняла решение, что проповедь Евангелия Христова должна выйти за пределы иудейского мира и распространиться на всю вселенную, что иудейские обычаи являются второстепенными и обрезание может быть отменено, а входом в Церковь для всех без различия – и иудеев, и язычников – является Таинство Крещения.

Апостол Павел очень много потрудился не только в проповеди Евангелия среди язычников, но и в обосновании вселенской миссии христианской Церкви. Именно он доказывал, что в Церкви Христовой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного (см. Кол. 3. 11). Именно он, по сути, заложил основы христианского богословия и христианского богослужения. Если мы вслушаемся в слова молитв, которые читаются за Божественной литургией, особенно молитв анафоры в Литургии святителя Василия Великого или Литургии святителя Иоанна Златоуста, то убедимся, что почти все эти молитвы сотканы из мыслей, из слов святого апостола Павла. К творениям его обращались и Святые Отцы. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя его послания, однажды даже сказал, что апостол Павел успел сказать людям больше, чем успел сказать Господь Иисус Христос за время Своей земной жизни.

Господь избрал этих двух апостолов для того, чтобы они продолжали Его дело, чтобы каждый из них потрудился в деле благовестия.

Апостолу Павлу пришлось особенно много путешествовать. Как мы знаем, он совершил четыре миссионерских путешествия. Даже сейчас, рассматривая карту Средиземноморья и пытаясь проследить путь апостола Павла из одного града в другой, из другого – в третий, мы обращаем внимание на то, какие огромные расстояния он преодолевал. И это тогда, когда не было ни поездов, ни самолетов, ни автомобилей, когда передвигаться надо было либо пешком, либо на кораблях. Много раз он терпел кораблекрушения. Много раз, как он сам свидетельствует в словах, которые мы сегодня слышали, он терпел беды и от лжебратии, и от многих других людей, а также вследствие различных обстоятельств.

Последнее свое путешествие апостол Павел совершил в узах, став узником за имя Христово. И даже тогда он продолжал проповедовать, крестить, рассылать по всей Церкви свои послания; к ним мы обращаемся как к неисчерпаемому кладезю мудрости, который на протяжении веков толковали Отцы Церкви и сегодня толкуют христианские богословы.

Мы видим, что труд святых апостолов Петра и Павла был не тщетен перед Господом, ибо они заложили основания Церкви по всей вселенной. И неслучайно обоих апостолов промысл Божий призвал в Рим, где, как свидетельствует Предание Церкви, они пострадали в период гонений при императоре Нероне и претерпели мученическую кончину: один – через распятие на кресте, другой – через отсечение головы. Там и покоятся их мощи, не так давно обретенные и всегда благоговейно сохранявшиеся христианами под спудом собора святого Петра в Риме.

Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками. Мы обращаемся к ним и к их посланиям для того, чтобы из них черпать научения в истинах христианской веры. Послания апостола Павла не так уж легки для восприятия. Даже апостол Петр в своих посланиях говорит о том, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное (см. 2 Пет. 3. 16), что некоторые извращают к своей погибели. Вот эти неудобовразумительные или кажущиеся таковыми места истолковали Святые Отцы.

Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме (ведь в течение года послания апостолов полностью прочитываются за богослужением), но и дома обращаться к этой части Нового Завета. А когда мы что-то не понимаем, когда встречаем что-то, что кажется нам неудобовразумительным, тогда будем обращаться к толкованиям Святых Отцов, например, к толкованиям святителя Иоанна Златоуста на все апостольские послания.

Будем просить Господа, чтобы Он вразумил нас и дал силы в меру наших возможностей и в нынешнее время продолжать миссию, которую Господь возложил на апостолов и на всех Своих учеников, – проповедовать Евангелие словами и делами, всем нашим образом жизни.

Будем просить святых апостолов Петра и Павла, чтобы они дали нам силу и крепость нести наше христианское свидетельство во славу Бога, в Троице славимого, – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС