Print This Post

30 сентября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась встреча ректора учебного заведения, председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с учащимися.

На встрече присутствовали проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, помощник ректора иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета аспирантуры А.И. Мраморнов, заведующие кафедрами: библеистики − М.Г. Селезнев, богословия − А.Р. Фокин, древних и новых языков − иеромонах Иоанн (Гуайта), истории − А.Ю. Андреев, управления и канонического права − С.Л. Кравец, церковно-практических наук − иерей Михаил Желтов, церковных искусств и археологии − протоиерей Стефан Ванеян, а также заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей протоиерей Сергий Звонарев.

Митрополит Иларион приветствовал собравшихся. Говоря о специфике Общецерковной аспирантуры и докторантуры, владыка отметил, что еще пять лет назад такого учебного заведения не существовало − была аспирантура Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей. В самом начале первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по его инициативе на заседании Священного Синода было принято решение о создании Общецерковной аспирантуры в качестве отдельного учебного заведения, которое готовило бы специалистов в разных областях церковных наук.

Аспирантура является высшим звеном в системе церковных наук, в нее поступают выпускники либо духовных академий, либо светских вузов при условии, что они имеют диплом магистра и достаточные знания в области богословских наук. И все-таки некоторые учащиеся не владеют в достаточной степени навыками научной работы, с сожалением отметил митрополит Иларион. Именно для того, чтобы готовить кадры для Общецерковной аспирантуры, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при ней начала действовать магистратура.

Ректор рассказал о задачах, которые ставятся перед студентами Общецерковной аспирантуры на современном этапе: «Учебный процесс рассчитан не только на то, чтобы вы усвоили какие-то сведения в области церковной истории, богословия, внешних церковных связей. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать из вас людей, от которых Церкви будет реальная польза в том качестве, в каком вы будете служить ей, − в качестве священнослужителей, преподавателей, работников на ниве церковной дипломатии или еще в каких-то сферах. Мы готовим, прежде всего, людей для работы в Церкви и ставим перед собой в хорошем смысле слова амбициозную задачу: подготовить новое поколение церковных людей, которые благодаря обучению в нашем учебном заведении не просто усвоили бы какую-то сумму знаний, необходимых для дальнейшей работы, но научились бы думать, самостоятельно работать с научным материалом, научились тому, что называется научным методом или научным подходом».

За четыре года работы Общецерковной аспирантуры был накоплен достаточный опыт, проанализированы успехи студентов и сделаны выводы о том, какие меры нужно принять для повышения эффективности учебного процесса.

Одним из важных критериев, по которым оцениваются успехи студентов, является изучение иностранных языков. Знания оцениваются по конкретной шкале с использованием тестов. С каждым семестром учащийся должен переходить на новый уровень. Самым успешным студентам предоставляется возможность повысить свой языковой уровень за рубежом, а также шанс продолжить обучение одновременно в аспирантуре и ином учебном заведении, в том числе на Западе.

На этапе магистратуры от студентов требуется усвоение имеющегося материала, овладение навыками работы с источниками и литературой, абсорбирования и критической оценки материала. От учащихся аспирантуры и докторантуры ожидаются самостоятельные научные исследования, основанные на качественно иных подходах к уже разработанным в этой области научным темам, или открытие новой темы, внесение серьезного вклада в ее изучение. В процессе обучения магистранты, аспиранты и доктора переходят от изучения широкого круга предметов к более узкой специализации, рассказал ректор.

Владыка Иларион призвал студентов активнее взаимодействовать со своими научными консультантами и подчеркнул важность мотивации на постоянное улучшение своих знаний, повышение общей эрудированности и грамотности.

Архипастырь пожелал участникам встречи успехов в учебе.

Затем ректор вуза митрополит Волоколамский Иларион и проректор протоиерей Владимир Шмалий ответили на вопросы учащихся.

В завершение встречи ректор подарил всем учащимся диски с записью многосерийного документального фильма «Церковь в истории».

Служба коммуникации ОВЦС