Митрополит Иларион: Сила Церкви заключается в том, что воскресение Христово оживотворило все последующие поколения Его учеников
19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с проповедью:
«Христос Воскресе!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Неделю третью по Пасхе мы вспоминаем жен-мироносиц и тайных учеников Иисуса святого Иосифа Аримафейского и Никодима, которые испросили тело Иисуса у Пилата после того, как Спаситель был распят и умер на Кресте. Вспоминаем мы также становление раннехристианской Церкви и избрание для «заботы о столах» (см. Деян. 6. 2-3) семи человек – тех, которых последующая традиция назвала диаконами или служителями Церкви. Об этом говорилось в чтении из Деяний апостольских, которое прозвучало сегодня, а об Иосифе и Никодиме и о женах-мироносицах говорилось в Евангелии от Марка. Все эти чтения возводят нас к событиям после воскресения Господа Иисуса Христа и к первым дням существования Церкви.
Мы узнаем из Евангелия, что Господь Иисус Христос после Своего воскресения неоднократно являлся и женам-мироносицам, и Своим апостолам. Он являлся им много раз для того, чтобы те убедились, что Он действительно воскрес и что Воскресший – это действительно Он, поскольку не сразу и не все поверили в воскресение Христово. Слишком уже невероятным было событие, слишком уж оно противоречило всему опыту, всей логике человеческой жизни, ибо люди знали, что все умирали и никто никогда не воскресал. Конечно, были ветхозаветные предания, которые свято почитались в народе Божием, что некто Енох вознесся на небеса, что на небеса вознесся пророк Илия. Были рассказы в Ветхом Завете о том, как пророки воскрешали мертвых, но все это было достаточно далеко по времени от тех людей, которые присутствовали при смерти на Кресте Господа Иисуса Христа. Конечно, было еще одно удивительное знамение, которое Господь совершил: воскрешение Лазаря. Но ведь не все видели его. Кто-то поверил, а кто-то не мог поверить в то, что это произошло. И Сам Господь говорил: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11, 11). Кто-то мог сказать: «Просто он уснул, а Господь его разбудил».
Невероятным было само событие воскресения Христова, и потому так трудно было в него поверить. А кроме того, и внешний облик Господа Иисуса Христа после воскресения настолько изменился, что многие не узнавали Его. Мария Магдалина приняла Его за садовника. Ученики, которые шли в Эммаус, с Ним беседовали и не смогли распознать в Нем Иисуса. И только тогда, когда Он преломил хлеб и сделался невидимым, Лука и Клеопа поняли, что это был Спаситель (см. Лк. 24. 18-35). И когда Господь явился ученикам, евангелист Матфей говорит, что одни поклонились ему с верой, а другие усомнились (см. Мф. 28. 17). Сомневался и Фома; Спаситель показал ему Свои раны и позволил прикоснуться к Своему телу, после чего Фома поверил (см. Ин. 20. 27).
Все это показывает, что и после воскресения Христова среди Его ближайших учеников, апостолов и сподвижников были те, кто сомневались, что это могло произойти. Только Святой Дух в день Пятидесятницы, сойдя на апостолов, окончательно укрепил их в вере в воскресение Христово и дал им силы для того, чтобы эту веру, теперь уже несомненную и лишенную всяких колебаний, нести в мир и этой верой просвещать все человечество. Потом стали прилагаться к Церкви такие люди, как Павел, который не был среди учеников Христовых при Его земной жизни, являлся гонителем Церкви. Но ему Господь Сам открылся, и Павел настолько твердо поверил в воскресение Христово, что мог сказать в своих посланиях: «Если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша, тщетна и проповедь наша» (см. 1 Кор. 15, 13-14).
События воскресения Христова ученики Спасителя и жены-мироносицы распознавали духовным взором постепенно, не сразу. И только когда Святой Дух снизошел на них в день Пятидесятницы, как Господь обещал, сказав, что придет к ним Дух Утешитель, который наставит на всякую истину (см. Ин. 16. 13), те окончательно укрепились в вере в воскресение Христово и начали апостольскую проповедь.
В этой апостольской проповеди принимали участие не только одиннадцать апостолов и двенадцатый, избранный на место отпавшего Иуды, но также апостолы от семидесяти, имена которых дошли до нас, и жены-мироносицы, память которых мы сегодня празднуем. Мы знаем, что и они тоже вместе с Пресвятой Богородицей потрудились в апостольском подвиге и проповедовали воскресение Христово в разных землях. И те люди, которых Церковь потом назвала диаконами, — семеро избранных для того, чтобы пещись о столах, — тоже стали участниками апостольской проповеди, участниками созидательного дела, которое после сошествия Святого Духа охватило всю Церковь и каждого человека, кто считал себя ее членом.
Книга деяний апостольских как раз и рассказывает об этом первом периоде становления Церкви. Из этой книги мы узнаем, что она созидалась при помощи Святого Духа, но человеческими руками. Господь за время Своей земной жизни только успел пообещать, что Он создаст Церковь и что врата адовы не одолеют ее (см. Мф. 16, 18). Еще Спаситель совершил Тайную вечерю, на которой Его ученики причастились Тела и Крови Христовых, что стало основой бытия Церкви на все последующие времена. Но вся внешняя структура Церкви, все Священное Писание Нового Завета, вся, как мы бы сказали сегодня, инфраструктура Церкви, которая впоследствии, уже после Миланского эдикта императора Константина, позволила Церкви занять прочное и непоколебимое положение в обществе, создать храмы, церковное искусство, — все это создавалось человеческими руками. Так было угодно Самому Богу.
Бог пришел в этот мир. Он жил среди людей и проповедовал среди них. Он умер за людей. Он воскрес. Но созидание Церкви Он отдал в человеческие руки. Эта созидательная работа в Церкви продолжается по сей день. Она никогда не закончится, потому что таково было благовестие и такова была заповедь Спасителя.
Первое поколение жен-мироносиц умерло, но на смену им пришли другие жены-мироносицы, а потом – третьи. И так из поколения в поколение это женское служение в Церкви Христовой передавалось и сохранилось до сего дня. И сегодня есть те жены-мироносицы, которые поют в хоре, следят за благолепием храма, пекут просфоры и выполняют многие другие важные служения в Церкви Христовой, потому что они чувствуют себя членами этой апостольской общины.
И первое поколение апостолов тоже умерло, но апостольский подвиг в Церкви не иссяк, потому что на смену первым апостолам пришли другие, а потом третьи, и таким образом апостольское служение сохраняется до сего дня.
Диаконское служение тоже не иссякло в Церкви Христовой, потому что на смену первым семи диаконам потом пришли другие и третьи, и из поколение в поколение это служение передается вплоть до настоящего времени.
Ничто из того, что было создано первым поколением христиан, не было утрачено в Церкви Христовой. Все это Церковь бережно хранит. Когда мы сегодня чтим память жен-мироносиц, учеников Христовых, то вспоминаем не просто тех, кто внес свою лепту в созидание Церкви, но тех, кто открыл путь, по которому мы идем вслед за ними, потому что служение, которое они начали после воскресения Христова, в Церкви не иссякает и не иссякнет никогда. В том и заключается сила Церкви, что воскресение Христово оживотворило всех ее членов — не только тех, которые тогда присутствовали при этом событии, но все последующие поколения учеников Христовых, вдохновило их на служение, которое никогда в Церкви не прекращается.
И поэтому, когда приходит праздник Светлой Пасхи, когда мы радуемся о воскресении Христовом, для нас это не далекое событие, которое когда-то произошло, которое кто-то видел, в которое кто-то поверил, а кто-то усомнился, но событие, в котором мы принимаем непосредственное участие. Вера в воскресение Христово, уверенность в том, что Христос не просто воскрес и вознесся на небеса, но что Он остается среди нас, вдохновляет на труды, вручает нам служения, которые мы несем в Церкви, помогает нам эти служения выполнять, продолжая дело апостолов, первых диаконов, жен-мироносиц.
Будем радоваться о воскресении Христовом и будем любить Церковь, которую Сам Господь создал для того, чтобы мы продолжали ее созидание. Будем не просто пассивными прихожанами, которые заходят в Церковь, чтоб помолиться о своих личных нуждах и поставить свечку, но реальными созидателями Церкви как Тела Христова. Будем активно участвовать в жизни Церкви – каждый тем, чем может, на что способен и в том служении, в котором призван.
Будем просить Господа о том, чтобы всем нам быть достойными служителями Церкви, достойными апостолами, мироносицами, диаконами, чтобы благодаря нашим трудам и трудам последующих поколений христиан жизнь Церкви на земле не оскудела и не прекратилась, чтобы врата адовы не одолели Церковь Христову. Аминь.
Христос Воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС