Print This Post

27 апреля 2013 года, в Лазареву субботу, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Владыке Илариону сослужили секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Дмитрий Сизоненко, руководитель Службы переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, сотрудники ОВЦС в священном сане и клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения владыка Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Лазарева суббота — день, который переводит нас от Великого поста к Страстной седмице. В течение шести недель мы приносили покаяние Господу за наши грехи, молились о том, чтобы Господь сподобил нас достигнуть Страстной седмицы, и вот мы ее достигли для того, чтобы в эти дни вместе со Христом последовать по Его Крестному пути, вместе с Церковью пережить последние дни земной жизни Спасителя и духовно подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения.

Воскрешение Лазаря, которое произошло прежде того, как Сам Господь Иисус Христос воскрес, имело, по-видимому, много причин. Евангелист Иоанн говорит нам о том, что Лазарь был другом Иисуса и что Господь любил Его. Узнав  о его смерти, Он прослезился. Евангелист повествует, как Спаситель исполнился решимости пойти в Вифанию, где был похоронен Лазарь, и как Он стал говорить об этом ученикам. Но ученики, как это часто случалось с ними, не понимали до конца Его истинных намерений. Они думали, что Лазарь уснул и Господь идет его разбудить. А Лазарь действительно уснул, но только не обычным сном, которым мы засыпаем каждый вечер, а тем, которым засыпает каждый человек после исхода из этой земной жизни. Господь пришел к его могиле, отвалил камень от дверей гроба и, несмотря на то, что Лазарь уже четвертый день лежал во гробе и его тело начало разлагаться и источать трупный смрад, Господь воззвал его из бездны смерти вновь к жизни. Лазарь, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами, вышел, «общее воскресение уверяя», как говорит нам Церковь,  то есть удостоверяя верующих в том, что всех нас ждет всеобщее воскресение.

Смерть, которая наступает для каждого человека  за порогом этой жизни, по учению Церкви, является успением — неким таинственным сном, который продолжается до тех пор, пока Господь не пробудит вновь душу человека для того, чтобы она воскресла для вечной жизни. Церковь научила нас этому, и мы веруем в то, за порогом смерти жизнь не кончается, но начинается для души новая жизнь – та, для которой Господь предназначил каждую человеческую душу. И не только душа человека воскресает, мы веруем, но и тело.

Хотя очевидность земной жизни говорит нам о том, что невозможно восстановить то самое материальное тело, которое было положено во гроб и впоследствии разложилось, превратилось сначала в скелет, а затем, может быть, вообще полностью смешалось с материей земли, Священное Писание и учение Церкви свидетельствуют, что это возможно. Но только мы не знаем, в каком теле воскреснут люди, из какой материи тело будет состоять.

Мы веруем в то, что Господь каждого человека, который верует в Него, приведет к вечной жизни, что в этой вечной жизни у каждого из нас будет новое тело — не такое, как сейчас, с его недостатками и болезнями, склонное к старению, — но то, которое будет с нами пребывать вовек. И удостоверяет нас в этом воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Может быть, для того Господь и воскресил Лазаря, чтобы наперед уверить Своих учеников в возможности и истинности Своего собственного воскресения, чтобы ученики не сомневались, когда услышат о том, что и Сам Господь Иисус Христос воскрес из мертвых.

Совершив воскрешение Лазаря, Господь преодолел законы человеческого естества. Воскреснув из мертвых в своей человеческой плоти, Он также преодолел законы физического естества. Та очевидность смерти, которую мы наблюдаем вокруг себя и с которой каждый из нас рано или поздно должен будет столкнуться на своем собственном жизненном пути, преодолевается верой в воскресение Господа Иисуса Христа и во всеобщее воскресение.

Господь показывает нам многими способами  и образами то, что возможно возвращение из смерти в жизнь. Ведь бывает так, что человек духовно умирает еще в этой земной жизни, становясь на путь отпадения от Церкви или на путь греха. Казалось бы, нет для него обратного пути, нет надежды на спасение, но для Господа все возможно — «идеже хощет Бог, побеждается естества чин». Он воскрешает души человеческие, возвращает людей от смерти греха к жизни по духу, возвращает их в Церковь и через святые Таинства, через Таинство  святого причащения вновь соединяет с Собой. Это чудо мы созерцаем в Церкви почти ежедневно. Каждый священнослужитель может засвидетельствовать на своем собственном пастырском опыте, что такие чудеса с человеческими душами совершаются вновь и вновь. А если они происходят с душами людей, почему они не могут произойти и с их телами? Только для человека существуют преграды и ограничения, а для Бога все возможно. Для Него нет ничего сложного или затруднительного в том, чтобы умершего человека воскресить к вечной жизни.

Пусть весь опыт церковной жизни и наш собственный опыт удостоверяют нас в силе Божией, в том, что Господь может черное сделать белым, грехи человека простить и даровать ему новую жизнь, вывести из смерти к свету вечной жизни».

Митрополит Иларион напомнил прихожанам, что нынешний день является особым для храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», потому что 65 лет назад именно в Лазареву субботу в нем возобновились богослужения.

«Сегодня в нашем храме в Скорбященском приделе присутствует икона святого Лазаря Четверодневного с частицей его святых мощей, — сказал также архипастырь. — После того, как вы приложитесь к кресту Христову, подойдите и к этой святой иконе. Испросите у святого Лазаря, который таким чудесным образом был воскрешен Господом и возвращен из смерти в жизнь, чтобы Господь каждого из нас из смерти привел к вечной жизни и даровал нам всеобщее воскресение и Царство Небесное».

Служба коммуникации ОВЦС