Print This Post

9 декабря 2012 года в Ростове-на-Дону начались собеседования представителей Московского Патриархата и Евангелической церкви Германии, которые являются продолжением богословского диалога, начатого более 50 лет назад. Председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион направил приветствие участникам богословского собеседования.

Дорогой брат во Христе, досточтимый епископ Мартин Шиндехютте!

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Меркурий!

Уважаемые участники богословского собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью!

Сердечно приветствую вас в связи со знаменательным событием —  возобновлением богословского собеседования между нашими Церквами!

Нашему диалогу более 50 лет. За это время отношения между обеими Церквами стали глубже, мы лучше узнали друг друга и главное – мы сохранили взаимное доверие, формировавшееся десятилетиями, которое помогло нам преодолеть некоторые трудности во взаимопонимании и возобновить наши собеседования. Уверен, что сегодня наши Церкви способны открыто обсуждать даже болезненные вопросы ко взаимной пользе и на благо всему христианскому сообществу.

Тема предстоящего собеседования  — «Христианские церкви в мультикультурном обществе», как представляется, должна отразить христианское видение  современного мира в его многокультурном, многорелигиозном и многоконфессиональном обличии.

Как известно, термин «мультикультурализм» имеет множество толкований, а его теория и практика выражается в разных формах в различных государствах. В то же время уже опубликованы мнения, что «мультикультурализм» устарел, не оправдал возложенных на него надежд и пришло время разрабатывать теории «интеркультурализма», «транскультурализма» и подобных им.

Думается, мы в наших обсуждениях не должны становиться заложниками чужих теорий. Ясно одно, что «мультикультурализм», глобализация и связанный с ними комплекс философских и политических идей есть попытка дать ответ на очень важный вызов современности – как выработать принципы совместного существования и взаимодействия огромного разнообразия культур в едином пространстве. От решения этой задачи зависит само выживание нашей цивилизации.

В выработке таких принципов важнейшая роль принадлежит христианам. В соприкосновении с другими религиозными традициями и культурами христиане проявляют уважение к их носителям, сотрудничают с ними, способствуя сохранению мира и стабильности в обществе. Тогда возникает ряд вопросов. Как в этих условиях сохранить свою христианскую идентичность? Не утратить осознания себя  «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 13-14)? Как  развивать и укреплять христианские ценности и не поддаться искушению раствориться в издержках толерантности и политкорректности, которые иногда усматривают подлинную свободу человека в отказе от демонстрацию всякой «инаковости», в том числе религиозной принадлежности? Отсюда появляются запреты не только на ношение хиджабов, но и на открытое ношение крестов, присутствие распятий в общественных местах, замалчивание христианских праздников. То есть насаждается равенство в «нерелигиозности» за счет религиозности.

В этих тревожных обстоятельствах задача нашего диалога видится в следующем: используя многовековой опыт сосуществования и взаимодействия культур, которым обладают наши страны, найти такую форму нашего участия в глобальных процессах — политических, экономических,  экологических и социальных, которая бы обеспечила возможность для христиан сохранить евангельскую норму веры. И не только сохранить, но и активно «свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез Него» (Ин. 1, 7). Ибо какие бы сложные процессы объединения и размежевания ни происходили в странах и сообществах, у христианина всегда есть то, что не зависит от изменяющегося внешнего мира, то, что составляет основу его жизни – Христос, вера и Церковь, цель которой состоит, прежде всего, в нравственном преображении человека и мира. Именно в этом и заключается роль христианских церквей в процессах глобального развития и диалога культур.

Вместе с приветствием выражаю надежду на дальнейшее углубление и развитие отношений между нашими Церквами и народами. Не даром книга, подготовленная протестантами Германии и православными России и посвященная нашим встречам в истории, совместным трудам в области богословия, образования и социальной работы, была озаглавлена «Слышать и видеть друг друга». Эти знаменательные слова отражают как наш прошлый опыт взаимообщения, так и основную тему сегодняшнего диалога.

Уверен, наши совместные труды всегда будут приносить желаемый добрый плод.

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Волоколамский Иларион