Print This Post

17 октября 2012 года в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова открылась конференция «Современные проблемы государственной политики и управления», на которой было оглашено приветствие Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона ее участникам. Текст приветственного послания приводится ниже полностью.

Уважаемые участники конференции!

Проблемы теории государства и государственного управления остаются актуальными с того самого момента, как в истории человечества сформировался институт управления делами общества.

Как известно, религиозные деятели прошлого активно участвовали в осмыслении природы государственной власти, а также в формировании государства. Египетская, вавилонская, ассирийская, иудейская и другие цивилизации создали религиозно ориентированные модели государственного управления, которые строились на признании божественной санкции верховной власти. Границы такой власти были настолько широки, что власть пытались вторгнуться во внутренний мир человека и узурпировать его религиозную свободу. Ветхий завет повествует нам об Анании, Азарии и Мисаиле, которые в период вавилонского плена, будучи лояльными подданными царя Навуходоносора, в то же время отказались исповедовать государственный культ и тем самым очертили границу возможного для  светского правителя. С тех пор прошла не одна тысяча лет, а проблема соотношения светской власти и религиозного самоопределения человека остается во многом неразрешенной.

Христианство привнесло в мир представление о том, что можно быть добропорядочным гражданином, верным гражданской власти, но при этом отвергать навязываемые ею религиозные убеждения. Эта парадигма прошла испытание войнами и братоубийственными противостояниями.

В наши дни понятие светскости иной раз интерпретируется в том смысле, что внутренние убеждения граждан должны быть безразличны государству, важно лишь соблюдение внешних норм и правил, обязательных для всех. Государство абстрагируется от нравственного ценностного поля, оставляя своим гражданам самостоятельно решать, что является грехом и морально недопустимым поступком, а что нет. В результате складывается этически индифферентное общество без чётких ориентиров добра и зла, правды и лжи. Аборты и эвтаназия как право свободного распоряжения человеком своей жизнью и судьбой эмбриона, гомосексуальные сожительства, смена пола — все это следствия отказа государства от защиты и продвижения традиционных нравственных ценностей.

Морально ориентированное государственное управление возможно в условиях живой связи с ценностями, которые для большинства людей неотделимы от религиозного опыта. Как сохранить эту связь, не нарушив принцип светскости? Этот вопрос остается во многом открытым и сложно решаемым в условиях декларируемой религиозной равноудаленности государства от всех мировоззренческих систем. Однако бездействие в этой области еще более разрушительно и для общества, и для государства. Сейчас много говорится о борьбе с коррупцией. Позволю себе предположить, что на уровне запретов и наказаний этот порок нашего общества неизлечим. Прогресс здесь возможен только тогда, когда вырастет поколение людей, считающих ниже своего достоинства давать и получать взятки. Но чтобы это произошло – нужно отказаться от пропаганды вседозволенности и потребительства, которые продолжают доминировать, в частности, в медийном пространстве.

Российское государство знало различные формы отношений с Церковью: от симфонии между Церковью и государством до прямого вмешательства государства в дела Церкви, от массового уничтожения верующих атеистическим режимом до партнёрства и диалога в новейший период. Сегодня у нашего народа имеется исторический шанс построить государство, которое будет  опираться на многовековую духовную и культурную традицию, наследие предков. Такая политическая организация общественной жизни позволит выстоять в непростых условиях разобщённости людей и целых народов, в условиях многочисленных вызовов и угроз, стоящих перед человечеством.

Желаю участникам конференции плодотворных дискуссий и успехов в трудах.