Print This Post

22 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил на открытии Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования «Реализация государственной молодежной политики в воспитательной деятельности вуза».

Уважаемые участники
Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе!

Прежде всего, разрешите сердечно приветствовать вас и передать пожелания успешной работы от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Очень важно, что такой конгресс организован и проводится: задачи совершенствования вузовского образования и воспитания имеют сегодня исключительную значимость для будущего нашей страны, ибо будущее страны во многом определяется теми, кто сегодня обучается в вузах. Поэтому вопрос о подготовке следующего поколения ученых, инженеров, специалистов – это вопрос первоочередной важности для государства и общества.

Сегодня много говорится о том, что будущее нашей страны зависит от того, какое место она сможет занять в глобальной экономике знаний. Говорится также о необходимости ускоренного инновационного развития, о различных стратегиях модернизации нашего государства и общества.

Поскольку современная экономика предполагает прежде всего производство знания и основанных на нем технологий, ключевым ее элементом оказывается то, что называется человеческим капиталом, т.е. совокупный потенциал эрудиции, компетенций и творческих способностей людей, а также эффективность социальной коммуникации.

Сегодня также очевидно и то, что подготовка эффективных специалистов, будущих профессионалов, не может ограничиваться лишь зазубриванием быстро устаревающих знаний. Профессионал сегодня ­- это не хранитель данных, напичканный информацией, а человек, обладающий навыками решения сложных задач, творчески активный человек, ориентированный на самосовершенствование.

Специалист будущего – это человек, способный к социальной коммуникации, который может эффективно, мотивированно и ответственно работать в коллективе. Готовность к решению сложных задач и высокая степень креативности с необходимостью предполагают высокий культурный уровень и широкую эрудицию специалиста.

Представляется вполне очевидным, что одним лишь совершенствованием образовательного процесса в вузах не решить задачу подготовки таких специалистов. Сегодня требуется нахождение таких форм высшего образования, при которых в процессе формирования будущих специалистов будут гармонично сочетаться образование и воспитание. Необходимо, чтобы в вузах возникла особая среда, особая атмосфера, воспитывающая студентов. Это должна быть атмосфера, в которой будут гармонично сочетаться высокие технологии передачи знаний и высокая нравственность, культура, духовность, гражданственность.

Экономика знаний возможна лишь в таком обществе, где с должным вниманием относятся к развитию человеческого потенциала. Развитие гражданственности, гражданского самосознания, патриотизма, нравственности и социальной ответственности невозможны без опоры на традиции, но с необходимостью ее предполагают.

Экономический и технологический успех Западной Европы, Японии, а в последнее время и Китая во многом обусловлен гармоничным сочетанием верности культурной традиции и открытости к инновациям. Для Церкви же Традиция является ключевым понятием, которое мы выражаем русским словом Предание.

Предание понимается не как омертвевший свод знаний или музейных экспонатов, а как способ жизни в Боге и с Богом, нравственного отношения с людьми — способ неизменный в своем корне со времен апостольских, впитавший в себя все духовные достижения прежних эпох. Для церковного человека очень важно быть в этом Предании – ощущать себя неотъемлемой частью великого целого – Церкви Христовой. Пребывая в Предании, в котором духовно сжата и осмыслена история, человек может творчески воспринимать настоящее, быть открытым будущему.

Потенциал Православия исключительно значим для нашей страны. И дело не только в том, что Православная Церковь является историческим пестуном российской государственности, духовно и культурно сформировавшим идентичность нашей страны. Церковь и сегодня является живым примером сообщества, гармонично объединяющего людей самых разных профессий и социальных слоев, хранящего традиции социальной ответственности, духовности и высокой нравственности. Сегодня Церковь во взаимодействии со всеми традиционными религиoзными конфессиями открыта к широкому общественному диалогу и взаимодействию. Она готова также и к сотрудничеству в сфере воспитательной работы в вузах.

Задача подготовки будущих специалистов исключительно ответственна. Она касается всего российского общества. Поэтому разумным представляется широкое общественное взаимодействие и общественная дискуссия с целью нахождения наилучших форм воспитательной работы.

Имеются примеры доброго, взаимоуважительного сотрудничества Церкви и вузовского сообщества. Это кафедры и отделения теологии в вузах, домовые университетские храмы, междисциплинарные центры, студенческие добровольческие инициативы. Все эти начинания следует развивать и поддерживать.

Разрешите еще раз сердечно приветствовать всех участников Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе и пожелать вам успехов в предстоящих трудах.