Митрополит Иларион: «Для меня как ректора очень важно лично познакомиться с нашими будущими учащимися»
С 3 по 7 сентября 2012 года пройдут вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В интервью интернет-изданию «Татьянин день» ректор учебного заведения, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказывает о том, с какой целью он проводит собеседование с каждым абитуриентом, чего ожидает от будущих студентов и каковы перспективы международного сотрудничества ОЦАиД.
— Ваше Высокопреосвященство, 3 сентября начнутся вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Один из них — собеседование с Вами. Что для Вас особенно важно в абитуриенте? Как Вам удается за несколько минут беседы понять, готов человек к обучению в ОЦАиД или нет? Что в первую очередь должно выявить собеседование?
— Собеседование с ректором является завершающим этапом вступительных испытаний. К этому времени абитуриенты уже сдали все экзамены, продемонстрировали свои знания, навыки, эрудицию. Экзаменационная комиссия готовит мне свои рекомендации по приему или отказу в приеме поступающих к нам. Но это не значит, что собеседование оказывается лишь формальной процедурой. Для меня как ректора очень важно лично познакомиться с нашими будущими учащимися, услышать и увидеть их. Знания, умения, интеллект, культура, академическая состоятельность — все это необходимые элементы для обучения в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Необходимые, но все же сами по себе недостаточные. Мы должны быть уверены в том, что к нам поступают люди, подготовленные к служению Церкви, духовно и нравственно зрелые, мотивированные, знающие, какого рода трудности могут им встретиться, и готовые эти трудности преодолевать. Фактически собеседование оказывается обсуждением того, каким видит свой дальнейший жизненный путь поступающий к нам человек. Важно, чтобы мы не ошиблись в своем выборе, но важно также и то, чтобы был верным выбор и у самих абитуриентов, чтобы обучение у нас принесло пользу им самим — как интеллектуальную, так и духовную.
— Вы неоднократно говорили о значимости и даже необходимости владения иностранными языками. Однако к моменту поступления далеко не у всех желающих поступить может быть достаточно хороший уровень владения новыми и особенно древними языками. Возможно ли поступление в Аспирантуру для человека, у которого недостаточно высокий уровень владения иностранным языком, но есть большое искреннее желание заниматься?
— Действительно, хорошее владение как древними, так и современными иностранными языками является важным условием для поступления в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Исследовательская работа богослова сегодня практически немыслима как без обращения к христианским источникам, так и без знания современного состояния мировой богословской науки, что, собственно, и предполагает владение древними и современными европейскими языками. Мы набираем учащихся на магистерскую, кандидатскую и две докторских программы (по западному и по отечественному образцу). Это означает, что поступающие к нам уже освоили магистерский или, по крайней мере, бакалаврский уровень высшего богословского образования. Совершенно невозможно представить себе ситуацию, когда человек, желающий писать кандидатскую работу, скажем, по библеистике, не знает древнееврейского языка, а по греческой патристике — греческого.
Вместе с тем мы подходим к поступающим в Общецерковную аспирантуру и докторантуру дифференцированно. Скажем, к тем, кто поступает на магистерскую программу по внешним церковным связям или планирует писать кандидатскую работу по русской истории, требования по древним языкам менее строги. Но при этом требования к владению современным иностранным языком (как правило, английским, в некоторых случаях — немецким или французским) у нас ко всем одинаковы: поступающий должен продемонстрировать уровень владения, определенный в бакалаврском государственном стандарте. Мы делаем все возможное, чтобы предоставить учащимся возможности по повышению уровня владения языками и по изучению ранее не изучавшихся ими языков (как новых, так и древних). В виде исключения (и при условии отличной сдачи иных экзаменов) мы принимаем в число учащихся и тех, чей уровень владения языками недостаточно высок, но при непременном условии существенного прогресса, достигнутого ими в годичный срок.
— Аспирантура тесно связана с Отделом внешних церковных связей. Можно ли говорить о том, что она готовит именно будущих сотрудников Отдела? На что в плане трудоустройства могут рассчитывать ее выпускники?
В Общецерковной аспирантуре и докторантуре действует кафедра внешних церковных связей. Я являюсь ее заведующим. Это уникальное в своем роде подразделение, аналогов которому не существует ни в одном учебном заведении Русской Православной Церкви. Студенты изучают все области внешнего служения Московского Патриархата, а также иностранные языки, международные отношения, мировую политику, историю и теорию дипломатии, церковный и светский протокол. Кафедра является научной площадкой, где изучаются актуальные вопросы межправославных и межхристианских отношений, межрелигиозного диалога.
Знания, которые дает кафедра внешних церковных связей, востребованы в ОВЦС. Учащиеся, помимо теоретических занятий, проходят практику в различных подразделениях Отдела и таким образом имеют возможность изнутри наблюдать работу церковно-дипломатического ведомства, участвовать в ней. В ходе практики мы следим за тем, какое у студентов отношение к труду, несколько оперативно и эффективно они выполняют возложенные на них послушания, способны ли самостоятельно выполнять задания.
Деятельность Отдела внешних церковных связей поступательно расширяется и охватывает все новые направления. Мы нуждаемся в новых силах, в молодых людях, хорошо подкованных в богословских и общегуманитарных дисциплинах, владеющих иностранными языками. Те наши слушатели, которые показывают требуемый уровень профессиональной подготовки и искреннее стремление к служению на ниве внешнего церковного делания, безусловно, имеют шанс быть принятыми в Отдел.
— Преподаватели Аспирантуры — хорошие специалисты в своих областях, многие преподают где-то еще и крайне заняты, то есть Аспирантура для них — далеко не единственное место работы, учащиеся также могут работать или служить на приходах. Как при сильной занятости обеих «сторон» возможно полноценное обучение?
— За время существования Общецерковной аспирантуры у нас стало больше сотрудников и преподавателей, для которых наше учебное заведение является основным местом работы. Прочие стали больше времени уделять делам Аспирантуры просто в силу объективных причин: и учащихся, и образовательных программ стало больше. Мы постарались повысить заработную плату сотрудникам, ввести стимулирующие надбавки, но, конечно, никто не может запретить нашим преподавателям сотрудничать в других учебных и научных учреждениях.
У нас обучаются и к нам собираются поступать многие клирики и миряне из российских регионов, часто из тех митрополий и епархий, где существует духовная семинария. Подготовленные у нас кадры, прошедшие обучение у прекрасных специалистов, вернувшись в свои епархии, способны стать инициаторами усиления интеллектуальной, научной работы среди местного духовенства.
Общецерковная аспирантура старается помогать талантливым людям, духовенству и мирянам нашей Церкви, в том числе решить проблемы со своей перегруженностью с тем, чтобы больше времени оставалось на научную работу. Думаю, что предпринимаемые нами меры позволяют наладить вполне полноценный учебный и научно-исследовательский процесс.
— С какими вузами сотрудничает Аспирантура и каковы возможности стажировок, например, за границей и обучения за границей?
— В настоящее время Общецерковная аспирантура тесно сотрудничает с некоторыми ключевыми вузами России и зарубежья. У нас подписаны договоры о сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом, Московским государственным лингвистическим университетом, Российским государственным социальным университетом, Российской Христианской гуманитарной академией. Ведется активная работа над созданием совместной магистерской программы Аспирантуры и факультета философии МГУ.
Хотел бы отметить, что перед нами не стоит задача подписать как можно больше договоров. Это не самоцель. Меня интересует реальное качественное наполнение каждого нового договора. Речь идет прежде всего о профессорском обмене, а также об обмене студентами, то есть о предоставлении студентам возможности обучаться сразу в двух учебных заведениях. Мы должны делиться лучшим, что есть у нас, и получать доступ к лучшему, что есть у наших друзей и партнеров. Результат — качественное образование и высокая профессиональная квалификация.
Этот же принцип лежит и в основе установления наших международных контактов. Наша программа-максимум на сегодня — не просто отправлять студентов на стажировку за границу, а направлять их в конкретные вузы к конкретным профессорам и ставить перед ними определенные задачи. В этом смысле требуется персональный подход: необходимо правильно выстроить обучение талантливого студента, чтобы в выбранной им сфере специализации он познакомился с лучшими достижениями богословской науки, вырос в качественного ученого, специалиста в своей области, или квалифицированного сотрудника.
Поэтому обучению студентов Общецерковной аспирантуры за границей уделяется особое внимание и значение. Наши студенты регулярно отправляются во Фрибургский университет, есть сотрудничество со Свободным университетом Амстердама, с Исследовательским фондом Центральной и Восточной Европы имени святого Адальберта (Венгрия). Мы изыскиваем возможности и направляем студентов для получения образования в Великобританию, Италию, Германию, Грецию и другие страны. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла под моим руководством при Общецерковной аспирантуре функционирует Комиссия по отбору студентов из духовных школ Русской Православной Церкви для обучения за границей.
Беседовала О. Богданова