Print This Post

26-29 июня 2012 года Верийская митрополия Элладской Православной Церкви проводит конференцию, посвященную наследию святого апостола Павла.

Ваше Высокопреосвященство!
Досточтимые отцы!
Дорогие о Господе братия и сестры!

Сердечно приветствую организаторов и участников очередной конференции, посвященной наследию святого первоверховного апостола Павла, ступавшего по земле Верии и проповедовавшего здесь Евангелие Христово. Уже 18-й год проводится эта конференция, собирающая пастырей и богословов из различных Православных Поместных Церквей, и каждый раз к обсуждению предлагается такой аспект учения апостола, который затрагивает основополагающие понятия и ценности христианства и основанной на нем великой христианской цивилизации.

Нынешний симпозиум посвящен таким важным для современной эпохи понятиям, как свобода и ответственность. Эта тема, всегда вызывавшая интерес у русских христианских мыслителей, на протяжении последних лет находится в центре внимания нашей богословской науки. В 2008 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят специальный документ: «Основы учения Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека». Содержание этого соборного определения призвано с христианских позиций скорректировать искаженное в эпоху западноевропейского Просвещения представление о значении свободы и достоинства человека. Абсолютизация понятия свободы разрушила связь между свободой и ответственностью, правами человека и его обязанностями по отношению к своим собратьям.

Апостола Павла по праву можно назвать первейшим по значению провозвестником свободы в христианстве. В его посланиях свобода противопоставляется рабству, плену, смерти, жизни по плоти и приравнивается к жизни по Духу, царствованию, усыновлению Богу (Рим. гл. 5-8).

Однако тщетно будет искать у апостола абсолютизирования свободы самой по себе. Напротив, у него она тесно соединена со взаимоотношениями верующих со Христом и друг с другом, с добровольным подчинением человека высокому нравственному закону Евангелия. Согласно святому Павлу, благодать Христова дарует свободу от греха и рабства смерти, от приверженности жизни по плоти: Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8, 2).

В послании к Галатам апостол предупреждает об опасности неверного понимания свободы во Христе: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Перечисляя далее различные пороки, апостол утверждает: Поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 21). По мысли апостола, свобода христиан состоит в служении друг другу любовью: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Это добровольное сораспятие Христу в жертвенном служении ближнему распространяется даже за пределы христианской общины: Пока есть время, будем делать добро всем (Гал. 6, 10).

Движимые наставлениями апостола, христиане во все века стремились выстроить свою жизнь в соответствии с этими духовными законами и идеалами. И в нынешнюю эпоху с ее тенденциями к отходу от традиционных нравственных ценностей Церковь настойчиво призывает к возвращению к первоначальному представлению о свободе и ответственности. Пока человек не осознает, что он подлинно свободен только в Боге, он будет пребывать в плену греховной жизни, приводящей к духовной деградации и вечной смерти.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы в осмыслении разнообразных аспектов свободы и ответственности согласно учению великого Павла.

С любовью о Господе,

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Волоколамский Иларион