Print This Post

29 апреля 2012 года в ходе визита в Болгарию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены сопровождавшей его делегации, а также митрополиты Видинский Дометиан, Русенский Неофит, Великотырновский Григорий, Варненский и Великопреславский Кирилл, Доростольский Амвросий, епископы Знепольский Иоанн, Стобийский Наум посетили Софийский университет культурного наследия (Университет библиотекознания и информационных технологий).

Университет был открыт в 1950 году как Библиотечный институт. За 60 лет существования он прошел длинный путь совершенствования в области образования и науки и сегодня занимает одно из ведущих мест в сфере высшего образования Болгарии.

При университете оборудована современная библиотека с уникальным электронным каталогом. Гордостью библиотеки является русский читальный зал имени Д.С. Лихачева, в котором студентам доступны специализированные издания различных российских издательств. Вуз активно сотрудничает с рядом университетов из России и Европы.

При университете работает издательство «За буквите — О писменехъ», которое регулярно выпускает научные монографии, учебники и сборники статей.

Среди удостоенных звания почетного доктора университета — Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Болгарский Максим, Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр культуры Болгарии  Вежди Рашидов.

Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали ректор вуза профессор Стоян Денчев, министр образования Болгарии Сергей Игнатов, преподаватели и студенты.

С приветственным словом к высокому гостю обратился ректор университета. Затем выступил профессор Сево Йавашиев, который рассказал собравшимся о деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, отметив в том числе написанные им книги и перечислив награды. «Наши народы объединяет православная вера. Наши Церкви имеют похожие судьбы — и в Болгарии, и в России многие десятилетия Церковь была изолирована, к священникам, монахам и верующим людям применялось насилие, — напомнил С. Йавашиев. — И в России, и у нас в борьбе против религии были использованы огромные интеллектуальные, финансовые и административные ресурсы. Но уже сегодня в наших странах сделано много для возрождения православной веры. Все больше людей осознают, что она является опорой в их жизни. Мы уверены, что посещение Болгарии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси будет содействовать этому еще более».

Затем состоялось торжественное вручение Святейшему Патриарху Кириллу диплома доктора honoris causa Софийского университета культурного наследия. На церемонии присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол России в Болгарии Ю.Н. Исаков, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Болгарии В.Г. Качанов, поверенный в делах Республики Казахстан в Болгарии Т.Р Избастин.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за оказанную честь и обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, отметил:

«В современном мире с его стремительным темпом жизни, взаимопроникновением культур, с легким доступом к огромным массивам информации, благодаря современным коммуникационным технологиям, часто формируется очень агрессивная среда по отношению к национальной идентичности. Это один из глобальных вызовов современного мира, ведущий к растворению всего самобытного, национального в некой новой культурной и идеологической атмосфере, которая максимально поддерживается сегодня, в том числе средствами массовой информации.

Тенденция некой культурной стандартизации, возникновение в обществе упрощенных понятий о добре и зле, весьма своеобразная и односторонняя трактовка прав и свобод человека мало по малу создают некое прокрустово ложе для такой религиозной системы, которая не будет бросать никаких мировоззренческих и нравственных вызовов окружающему миру. И если религиозная система укладывается в это прокрустово ложе новой интеллектуальной и культурной среды, не связанной с национальными традициями, то религиозной системе никогда не будут аплодировать, ее никогда не будут превозносить, но не будут и дискредитировать. Она ни для кого не будет врагом — ее будут просто не видеть. А носители такой религиозной культуры будут благодарить всех, что их никто не обижает, никто не видит, никто не замечает.

Однако Церковь никогда не сможет пойти по этому пути, иначе она перестанет быть Церковью. Умрет национальная культура, если она потеряет свою самобытность. Поэтому Церковь, христианское послание не может уложиться в то прокрустово ложе, которое ей определяет современная секулярная культура и современная секулярная политическая мысль.

Исторический опыт России и Болгарии показал, что попытки изгнать Бога из жизни людей, как это происходило в совсем недавнюю эпоху, приводят к негативным последствиям в обществе, и нанесенные раны врачуются очень долго. Хочется верить, что православная Болгария, так же как и Россия, останется верна своему духовному и культурному генетическому коду, а Православные Церкви — Русская и Болгарская, — несмотря на трудности, несмотря на поношения, несмотря на скорби, которые нам приходится принимать, будут мужественно, терпеливо, со смирением и любовью, в том числе к гонителям, провозглашать Божию правду. А если когда-нибудь это пресечется, то поверьте, ни Болгарии, ни России Церковь, которая откажется от такой позиции и от такого служения, не будет нужна, потому что Церковь станет лишь частью национального фольклора, но уже не сможет будить совесть людей.

Сегодня Церковь находится в очень уязвимой позиции, она очень слаба по человеческим меркам — у нас нет денег, нет собственных мощных телевизионных каналов и многотиражных газет, мы не можем управлять массовым сознанием так, как им управляют некие группы, имеющие реальную власть. Но что мы должны делать? Мы должны нести свидетельство о Христе распятом и Воскресшем, с любовью ко всем, праведникам и грешникам, понимая, что наше дело никогда не будет безразличным для окружающих. Нас будут либо с любовью принимать, либо ненавидеть — а если уж ненавидеть, то вся сила и мощь тех, кто ненавидит, будет брошена против нас.

Церковь пребудет до скончания века, до второго и страшного пришествия Господа и Спасителя. Она будет всегда, если не перестанет быть сама собой. Почему я говорю обо всем этом в стенах светского учебного заведения? Да потому, что все это имеет непосредственное отношение к культуре. Культура, которая питается духовной и нравственной традицией, восходящей к святым апостолам, к равноапостольным Кириллу и Мефодию, не может мимикрировать под какую-то другую культуру — она может быть только сама собой. В этом ее сила и в этом ее уязвимость.

И еще очень важно сказать, что Церковь ни с кем не воюет, никого не критикует, никого не обижает. Она только позволяет себе делать то, к чему она призвана — грех называть грехом, а святость — святостью, добро — добром, а зло — злом. Именно эта аксиологическая система лежит в основе наших культурных традиций — традиции русской и традиции болгарской. Когда я говорю о русской традиции, я имею в виду, конечно, не нынешнюю Российскую Федерацию, а историческую Русь, которая ныне представлена жизнью суверенных государств — России, Украины и Белоруссии.

Очень важно развивать и укреплять отношения между нашими Церквами, между нашими народами, между нашими учебными заведениями — ради сохранения этой самобытной, аутентичной, подлинной культурной традиции восточного христианства. Мир глобализируется, и, конечно, очень усиливается взаимное проникновение, взаимное влияние одной культуры на другую. Но дай Бог, чтобы эти взаимные влияния сопровождались взаимным обогащением, а не взаимным истреблением и чтобы в результате процессов глобализации вместо самобытных национальных, религиозно окрашенных, этически мощных систем не возникало нечто усредненное, лишенное тех ясных контуров и тех ясных духовных и нравственных схем, которые способны вдохновлять людей».

Служба коммуникации ОВЦС