Print This Post

В канун Пасхи глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поздравил читателей «Комсомольской Правды» со светлым праздником Воскресения Христова:

«Я хотел бы всех читателей газеты поздравить с праздником Пасхи и призвать думать не о том, что второстепенно и что в скором времени забудется, а о том, что вечно. В праздник Святой Пасхи надо задуматься о смысле нашей собственной жизни, о том, как мы относимся к нашим близким, что можем сделать доброе для них. Это будет самое лучшее, что мы можем извлечь из этих прекрасных пасхальных дней, которые к нам приходят для того, чтобы мы духовно обновились».

В беседе с корреспондентом  «КП» Еленой Чинковой владыка Иларион ответил на вопросы о христианской миссии в современном мире, о возможности сотрудничества Церкви с деятелями культуры в деле духовно-нравственного возрождения общества и о развязанной против Церкви информационной войне.

— Сегодня против Русской Православной Церкви развернулась мощная информационная война. Как противостоять этому грязному потоку?

— Единственное, что мы можем противопоставить этой грязной кампании, это постоянную и неумолкающую проповедь о Христе и о тех духовно-нравственных ценностях, которые являются для нас незыблемыми и вечными. Мы должны понимать, что эта проповедь всегда будет встречать отторжение тех людей, у которых иные идеалы. Но мы не должны этим смущаться, и Церковь никогда не должна оправдываться в том, что она эти истины проповедует. Потому что эти истины вечны и незыблемы, а мода сегодня одна, завтра другая.

— Либеральные круги требуют от Церкви простить девиц из панк-группы Pussy Riot, хотя они cами об этом и не просят.

— Церковь всегда готова простить всякого, кто приносит покаяние. Но простить — не значит закрыть глаза на беззаконие. Не значит объявить грех нормой и дать «зеленый свет» кощунству. Всякий человек, который идет на преступление, а эту акцию иначе как преступлением против общественной нравственности нельзя назвать, должен понимать, что последует и наказание. Поэтому наказание в соответствии с законом эти лица должны понести. А что касается прощения, то конечно, если они придут на исповедь, покаются в грехах, они будут им прощены, несмотря на всю тяжесть того, что они сделали.

— На экраны вышел фильм Павла Лунгина «Дирижер», в котором звучит Ваша оратория «Страсти по Матфею». На Пасху его покажут уже по ТВ. Как родилась идея сотрудничества с Лунгиным?

— Режиссер взял мою музыку с моего согласия. Мы встретились с ним после того, как вышел на экраны его фильм «Остров», который мне понравился. В то же время прошла премьера моего музыкального сочинения «Страсти по Матфею», которое понравилось ему…

Эта картина заставляет человека задуматься о смысле жизни, об ответственности перед собой и ближними. О том, что некоторые поступки могут иметь необратимые последствия.

— Но Лунгин публично признается, что он невоцерковленный. И как-то даже говорил об угрозе клерикализации…

— Фильм был задуман, когда Павел Семенович еще не делал таких заявлений. Думаю, каждый человек имеет право на свою гражданскую позицию. Другое дело, что далеко не с каждым высказыванием людей, которых я уважаю за их художественные достижения, я могу согласиться. В данном случае мировоззренчески он оказывается на другом полюсе.

— 80 лет назад Горький написал памфлет «С кем вы, мастера культуры?». А с кем сегодня они должны быть?

— Я бы хотел, чтобы деятели культуры были с Церковью. Потому что Церковь и культура могут и должны делать одно общее дело — способствовать духовно-нравственному возрождению общества.

— Тот же Лунгин считает, что сейчас нужно снимать кино, «которое делает больно»…

— Иногда болезненной для человека бывает правда. И если кино говорит о человеческих пороках и к каким необратимым последствиям они приводят, тогда оно тоже может быть нравственным. Искусство не может только успокаивать человека. Оно должно давать нравственную оценку поступков. Но очень часто люди искусства не способны в должной мере оценить последствия, которые несет их творчество. И здесь взгляд церковного человека, критический взгляд со стороны, бывает полезен.