Print This Post

Вечером 6 апреля 2012 года, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который в этом году совпал с Лазаревой субботой, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в храме в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». Архипастырю сослужили клирики храма и сотрудники ОВЦС в священном сане

После богослужения митрополит Иларион, обратившись к собравшимся в храме, поздравил всех с праздником. В проповеди Владыка сказал:

«Мы слышали сегодня за Всенощным бдением такие удивительные и, может быть, не всем понятные слова: «Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын Человечь бывает: да худшее восприем, подаст ми лучшее. Солгася древле Адам, и бог возжелев быти, не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама соделает». В них заключена вся тайна домостроительства спасения Господа нашего Иисуса Христа – тайна, которую мы будем созерцать, к которой будем причастны в грядущие дни Страстной седмицы, начинающейся уже завтра с Лазаревой субботы.

Бог стал человеком, для того, чтобы восприняв на себя худшее, дать нам лучшее. Лучшее – это Божественное, а худшее – это падшее человеческое. Человеческая природа, когда ее создал Бог, была непричастна греху, не подвержена ни болезням, ни тлению, ни смерти. Адам пребывал в раю и наслаждался близостью Божией. Но когда произошло грехопадение, тогда  человеческая природа прельстилась грехом и вместе с Адамом весь тварный мир начал стенать и мучиться, ожидая откровения сынов Божиих и славы Божией. Так началась долгая и трагическая история человечества, в которой сосуществовало добро и зло, свет и тьма, лучшее и худшее.

Господь Иисус Христос воплотился и пришел в этот мир для того, чтобы воспринять на себя ту человеческую природу, которая была подвержена греху и которая пострадала от последствия греха. Он взял на Себя естество тленное. Произошел, как говорили святые отцы, чудесный обмен: Бог даровал человечеству Свое Божество, а от человека взял поврежденную его природу – не ту, которую Бог создал, а ту, которую человек испортил своим грехом и непослушанием.

Змий, прельщая Адама вслед за Евой, обещал, что, вкусив от древа, они станут как боги. Но обещание исходило не от Того, Кто был силен дать им Божественную благодать, а от обманщика и сопротивника – того, кто может принять на себя вид ангела света, но внутри является тьмой, кто действует обманом даже тогда, когда обещает самое прекрасное и светлое.

Адам обманулся, он не стал как бог, но Бог стал человеком для того, чтобы соделать Адама богом, — и не просто какого-то столь далекого от нас по времени Адама, что некоторые воспринимают как мифическое существо, а того Адама и ту Еву, каковыми являемся все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Господь пришел в этот мир и стал человеком, взял на себя наше человеческое естество вместе со всеми последствиями греха для того, чтобы открыть нам путь к Божественным высотам, путь к обожению.

Этот путь Божественного истощания начался, когда Архангел Гавриил пришел к Пресвятой Деве Богородице и сказал, что от Нее родится Сын Божий, Который будет Спасителем мира. И Она приняла внутрь сердца его слово. Вместе с этим словом сошла на Нее благодать Святого Духа, и чудесным и таинственным образом Она зачала Младенца, Который являлся Богом Воплотившимся.

Именно об этом говорится в сегодняшней службе: «Еже от века таинство совершается днесь». В таинственном и неизреченном Божественном промысле Боговоплощение было задумано с самого начала, и Бог творил человеческое естество таким, чтобы оно было способным вместить Бога. Даже грех, даже непослушание, даже диавольский обман не могли воспрепятствовать этому Божественному плану о спасении людей. И мы сегодня – Адамы и Евы нашего времени, чье естество поражено грехом, чья жизнь искажена греховными наклонностями и всяческой скверной и злом,  — имеем возможность приходить в храм Божий и здесь причащаться Святых Христовых Таин.

В Святом Причащении происходит то, о чем наши богослужебные тексты говорят: «Человек бывает бог», — человек становится богом по благодати, приобщается Божественному естеству. Бог начинает жить в человеке, и человек начинает жить в Боге. И происходит то таинственное воскресение, которое было предобразовано воскрешением Лазаря – событием, которое мы тоже сегодня вспоминаем в силу совпадения двух календарей – подвижного и неподвижного. Господь Своей смертью упразднил смерть. Мы слышим об этом за каждым богослужением, и с особой силой слова эти будут звучать во время Страстной седмицы и в дни Святой Пасхи.

Но что значит упразднение смерти? Это не означает, что мы перестаем умирать нашим физическим естеством. Ведь и Лазарь умер один раз, был воскрешен, но по прошествии положенного времени он снова умер и перешел в жизнь вечную. Упразднение смерти означает то, что Бог присутствует среди нас и внутри нас, что Бог Своим присутствием оживотворяет наше человеческое естество. Именно Его присутствие не только в нашей душе или в нашем уме, но и в клетках нашего человеческого тела является залогом того общего воскресения, которое, «прежде Своея смерти уверя», Господь явил всем нам.

Мы с радостью вступаем в дни Страстной седмицы, потому что знаем о том, что Господь пришел в этот мир ради нашего спасения, Он пострадал ради того, чтобы избавить нас от власти тьмы. Господь пришел и вселился в нас с тем, чтобы жить с нами и среди нас, чтобы действовать изнутри нас и оживотворять наше человеческое естество Своим Божественным присутствием. Все худшее, что в нас есть, он взял на Себя и взамен дал нам все лучшее.

От нас теперь только зависит: принять или не принять Божественный дар, быть достойными или недостойными неизреченного Божественного милосердия, этой от века сокровенной тайны, которая совершается днесь и будет совершаться с каждым человеком, приходящим ко Христу, до скончания века. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС