Print This Post

1 марта 2012 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» Великое повечерие. По прочтении покаянного канона преподобного Андрея Критского митрополит Иларион обратился к молящимся со архипастырским словом.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Не вниди со мною в суд, нося моя деяния, словеса изыскуя и исправляя стремления», — эти слова, обращенные к Богу, мы слышали только что в Великом каноне преподобного Андрея Критского. Ныне, во дни Великого поста, когда читается молитва  преподобного Ефрема Сирина, когда мы размышляем над содержанием этого молитвословия, я хотел бы обратить ваше внимание на выражение «словеса изыскуя» и предлагаю подумать, как оно связано с тем, что мы читаем в молитве преподобного Ефрема, когда просим, чтобы Господь избавил нас от духа празднословия.

Слова Великого покаянного канона говорят нам о том, что мы будем судимы на Страшном суде не только за наши дела, но также за наши слова и намерения. А молитва преподобного Ефрема Сирина сосредотачивает наше внимание, в частности, на том факте, что празднословие является одним из тяжких грехов, производящих, в свою очередь, другие грехи.

Церковь напоминает нам в дни Великого поста об ответственности человека как за то, что он совершает, так и за то, что он говорит, ибо празднословие является очень распространенным грехом, к которому мы относимся очень легкомысленно. Многие даже и не осознают, что празднословие – это грех. Ведь как часто бывает, что люди приходят друг к другу в гости, проводят вместе несколько часов за трапезой, общаются, и при этом в разговоре они не говорят друг другу ничего важного или существенного, беседа никого не обогащает ни духовно, ни даже информационно. Три часа пустословия проходят незаметно, а между тем, это три часа, которые вычеркнуты из жизни.

А как часто бывает, что человек, имеющий какое-то публичное служение, например, политик или журналист, начинает пустословить в прямом эфире перед тысячами и миллионами людей.

Для того, чтобы понять, какой должна быть наша речь, как нужно относиться к словам, мы должны обратиться к Тому, Кто является абсолютным примером для каждого христианина, – Самому Господу нашему Иисусу Христу. Давайте посмотрим, как и о чем говорит Господь Иисус Христос,  — крайней мере, в том виде, в каком Его слова донесли до нас евангелисты. Мы видим, что Господь никогда не говорил лишних слов. Вот Он восходит на гору, садится, рядом садятся Его ученики, и Он начинает Свою Нагорную проповедь не с каких-то вступлений или предисловий, но с самой сердцевины – с заповедей блаженства.

Конечно, слова Господа Иисуса Христа дошли до нас в пересказе евангелистов, но невозможно было создать такой образ, если бы этот образ не был реальностью и если бы они не были свидетелями и слушателями того, что и как Он говорит. И поэтому даже если Нагорная проповедь является суммарным изложением многих проповедей Господа Иисуса Христа, все равно мы видим, что в ней нет ни единого лишнего слова. Каждое слово здесь — на вес золота, каждое слово можно было бы высечь в камне и поставить памятником в назидание всем людям.

Если мы обратимся к книгам святых отцов, то увидим, что и в этих творениях нет пустословия и каждое слово обращено к человеческой душе. Читая святоотеческие творения, мы чувствуем, что они обращены к каждому из нас, именно потому, что в этих книгах каждое слово насыщено смыслом и духовным содержанием.

Празднословие. Само это слово указывает на то, что слова могут быть праздными, то есть пустыми. Но слово может быть и непраздным, оно может быть наполнено духовным содержанием. И именно такими должны быть наши речи, именно такой должна быть наша проповедь. А каким образом достичь этого? На самом деле, все очень просто: если у человека ум непраздный, то и слово его будет непраздным, если душа у него наполнена содержанием, то и слово его будет веским, убедительным и имеющим смысл и силу. Если у человека пустота в мыслях и в сердце, то и речи его окажутся пустословием. А если человек живет на той глубине духовной жизни, к которой призывает нас всех Господь Иисус Христос, то и слово наше будет жечь сердца людей и, по образу слова Божия, будет проходить до разделения души и духа (см. Евр. 4: 12).

Бывает, совсем немногих слов оказывается достаточно, чтобы изменить мир. Ведь если посмотреть, сколько слов Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас, то их совсем немного — не наберется даже на одну книгу, но эти слова перевернули ход человеческой истории.

А несколько слов разбойника на кресте — мы слышали об этом в Великом покаянном каноне — радикальным образом изменили его судьбу, когда он обратился ко Христу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23: 42). Эти слова оказались драгоценнее всего, что он мог бы сказать, эти слова перечеркнули все прежние преступления, за которые он был предан на казнь, и открыли ему двери в Царствие Небесное. В то же время другой разбойник богохульствовал, осуждал, пустословил, даже находясь на кресте, в свои предсмертные минуты. А почему? Потому что как он жил, так и умирал.

Часто бывает в нашей жизни так: вместо того, чтобы сказать несколько простых и убедительных слов, мы говорим тысячи словес, которые не несут никакой смысловой нагрузки. А как часто мы пытаемся спрятаться за слова для того, чтобы не совершить те или иные дела… Как часто наши слова бывают попыткой оправдания: мы много и долго говорим вместо того, чтобы просмотреть правде в лицо и сказать, может быть, только одно слово, которое требуется. Нередко между людьми возникают конфликты, и они начинают осыпать друг друга словами — иной раз пустыми, иной раз бранными, как в устной, так и в письменной форме. И все это вместо того, чтобы посмотреть друг другу в глаза и сказать одно простое слово: «Прости» или «Простите». Одно это слово может радикальным образом изменить взаимоотношения между людьми, снять груз непонимания, недоразумений, недоверия, который накапливается на протяжении многих дней, месяцев или лет. Если человек найдет в себе силы произнести такое слово, одного этого достаточно бывает, чтобы примириться с теми, с кем он враждует. Но как часто мы не находим в себе сил для этого и  предпочитаем произносить тысячи слов в оправдание себе, в обвинение других – и все эти слова являются не только пустыми, но вредными для нас, потому что приносят нам духовную гибель.

Пустословием наполнена окружающая нас жизнь. Были времена, когда люди мало говорили, мало писали и еще меньше читали, когда книги стоили очень дорого. Достать книгу было под силу только очень богатому человеку. Тогда книги читались с благоговением, хранились бережно. Даже находясь наедине с книгой, человек читал ее вслух — так велико было уважение к письменному слову. Но такое же уважение к слову было и у авторов: они не позволяли себе писать пустые слова, потому что они знали, что бумага и чернила стоят очень дорого, а самое главное – дорого стоит время их собственной жизни и жизни их читателей.

Сегодня обесценилось все: и бумага, и чернила, и типографская краска, но самое главное – обесценилось время, а вместе с ним обесценивается и человеческая жизнь. Одни люди тратят время на то, чтобы заполнить информационный эфир пустыми словами, а другие проводят многие часы, поглощая эти пустые слова в огромных количествах, — таков образ нашего времени. Неудивительно поэтому, что люди разучились понимать друг друга, говорить друг с другом. Мы перегружены информацией. В этом потоке информационного шума мы перестаем различать сигналы, потому что вокруг слишком много пустословия, и мы вольно или невольно становимся его пленниками и рабами. Я не призываю к тому, чтобы мы меньше читали или меньше слушали, но хочу напомнить, что следует учиться ценить слово, прежде всего, свое собственное. Мы не должны расточать слова направо и налево, говорить то, что не принесет пользы ни нам самим, ни окружающим, или пытаться спрятаться за красивыми речами, обещаниями, оправданием себя и осуждением других.

В Священном Писании говорится: «Слово ваше да будет… приправлено солью» (Кол. 4: 6). Бывают речи, которые можно сравнить с пресной, безвкусной пищей, а слово может быть вкусным — оно может питать душу и сердце человека. Для того, чтобы наша речь была содержательной, должна быть содержательной наша жизнь. И чтобы избавиться от пустословия, мы должны, прежде всего, свою жизнь наполнять смыслом и помогать в том другим людям.

Смысл жизни может быть не только и не исключительно религиозного характера. Говоря с людьми, мы должны не только проповедовать, не только миссионерствовать. Мы можем говорить и на вполне житейские темы, так же, как и жизнь наша состоит не только из молитв, посещения богослужений, но по большей части из всевозможных житейских вещей. Однако даже наша повседневная жизнь может и должна быть наполнена чувством присутствия Божия. Если мы всегда будем помнить, что Бог рядом с нами, что Он не только видит наши дела, но и слышит, о чем мы говорим, то будем совсем по-другому относиться к нашему слову. Ведь мы не произносим пустых речей в присутствии людей, чье внимание очень ценим, или же людей вышестоящих — наоборот, стараемся не говорить ничего лишнего, стараемся, чтобы от нас слышали только значимые слова. Но как же часто мы забываем, что Бог наши слова слышит и что за каждое наше слово мы дадим ответ на Страшном суде…

Будем учиться жить так, чтобы наша жизнь была наполнена духовным содержанием и слова, что мы произносим, отражали наш внутренний мир, чтобы каждое наше слово имело смысл и силу, чтобы через слово мы передавали другим людям Божественные глаголы, чтобы каждый из нас, будучи христианином, был оргáном Святого Духа. Будем просить Господа о том, чтобы Он наполнил нашу жизнь благодатным присутствием Святого Духа, которое всегда будет помогать нам контролировать и дисциплинировать не только свои поступки, но и свои слова. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС