Print This Post


29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

По окончании богослужения Владыка настоятель обратился к верующим со словом проповеди:

«Сегодня мы совершили особую великопостную Литургию, на которой не совершается таинство Евхаристии, ибо она является Преждеосвященной. На этой Литургии мы причащаемся Святыми Дарами, которые были уже освящены на предыдущей полной Литургии, и все молитвы этого богослужения говорят нам о поклонении Господу Иисусу Христу, Который пребывает с нами в Святых Его Дарах. А еще эти молитвы говорят о духовном подвиге, о подвиге очищения нашей души в дни Великого поста.

Мы вступили в поприще Святой Четыредесятницы, и в течение всего поста за каждым богослужением мы слышим в молитве преподобного Ефрема Сирина слова: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Почему нам необходимо видеть свои грехи? Казалось бы, гораздо проще жить, не замечая свои грехопадения, свои недостатки, ведь осознание их становится для нас источником скорби, беспокойства, недоумения, неудовлетворенности, а весь современный мир, вся современная культура настраивают нас на то, что мы должны быть полностью удовлетворены собой и жить так, чтобы наши желания по возможности исполнялись.

Так не проще ли жить так, чтобы не замечать своих грехов? Многие люди так и живут; и если они оказываются на исповеди, то не знают, что сказать, потому что уверены в собственной безгрешности, правоте, доброте, в том, что они делают все, что могут. И тем не менее, мы обращаемся к Богу с этой молитвой многократно в течение каждого великопостного дня, поскольку понимаем: для того, чтобы двигаться по пути к Царству Небесному, чтобы вести подлинно духовную христианскую жизнь, мы должны видеть свои грехи.

Более того, увидеть свои грехи – лишь начало пути. Грехи – это болезнь. Есть люди, которые предпочитают не замечать своих болезней, но мы хорошо знаем, что если человеку не поставить правильный диагноз, невозможно подобрать нужное лечение. Если человек сам не придет к врачу, то диагноз не будет поставлен и лечение не будет подобрано. Точно такие же законы существуют и в духовной жизни: болезни духовные подлежат лечению. Если же человек уверяет себя и окружающих тем, что он не болен, то тешить себя этой мыслью он сможет лишь некоторое время, пока болезнь не пустила глубокие корни в его организме, пока не начали проявляться симптомы, которые мешают ему жить. Только тогда он начинает задумываться о грехе.

Человек никогда не видит полностью своих грехов, потому что Господь щадит его. Как сказал кто-то из святых отцов, если бы мы видели все свои грехи, то  ужаснулись бы их множеству и впали в отчаяние. Именно поэтому Господь открывает нам глаза только на некоторые наши грехопадения, и то лишь частично. Но если мы постоянно обращаемся к Богу с этой молитвой, если регулярно исповедуемся, то Господь ведет нас по пути самоосознания и помогает искоренять наши недостатки один за другим. Иногда Господь открывает нам глаза на какой-то один аспект нашей жизни, на тот или иной недостаток, который мы раньше не замечали, а иногда на какой-то другой, и так постепенно Бог помогает нам очищаться.

Проходя поприще Великого поста, мы должны особо задумываться о своих грехах, а не о грехах других людей, как это часто бывает у исповедующихся, которые приходят к священнику и начинают рассказывать о недостатках своих ближних. Великий пост помогает заглянуть в глубины собственной души, ужаснуться множеству наших грехов, но при этом не отчаиваться, понимая, что там, где есть болезнь, есть и врач, и лечение. Где есть грех, там есть и лекарство – покаяние и Святое Причащение, которое исцеляет человека от всякой греховной немощи, болезни, от всякого недуга.

Время Великого поста – это время покаяния. Господь дает нам эти дни каждый год для того, чтобы мы, прежде всего, взглянули внутрь себя и обратились к Вседержителю с молитвой о помощи в нашей духовной жизни, о том, чтобы нам видеть свои грехи, недуги и болезни, дабы мы взыскали врача и исцеления, дабы мы просили Самого Господа быть нашим Врачом, целителем душ и телес наших. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС