Print This Post

12 февраля 2012 года, в Неделю о блудном сыне, совершается также празднование Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В этот день председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили наместник Успенского монастыря города Липецка игумен Митрофан (Шкурин),  клирики храма.

По окончании богослужения митрополит Иларион произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За две недели до начала Великого поста, приуготовляя нас к подвигу покаяния, Святая Церковь предлагает верующим в сегодняшнем евангельском чтении притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне. Притча эта напоминает нам о судьбе каждого из нас и об общей судьбе всего человечества перед лицом Божиим. Блудный сын – это человек, который на каком-то этапе своей жизни отошел от Бога по тем или иным причинам: либо потому, что возрастной кризис наступил, либо потому, что произошла переоценка ценностей, либо под влиянием других людей или же неких жизненных обстоятельств.

Очень многие люди в своей собственной судьбе испытали то, что пережил блудный сын из притчи Господней, ибо всякий раз, когда человек уклоняется от Бога, он оказывается в стране далече. Вместо того, чтобы питаться благодатными токами Божиих славы и силы, вместо того, чтобы приобщаться к Источнику жизни, который изливается для каждого человека в Святой Евхаристии, он начинает искать другие ценности, другие развлечения, другие радости. Если человек отходит от Бога, в скором времени оказывается, что жизнь его оказывается подобной существованию свиней, потому что он живет не по Божественным заповедям и законам, питается не благодатью Божией, но страстями и скоропреходящими человеческими радостями. Они дают лишь кратковременное ощущение утоления голода, а потом этот голод просыпается в душе человека еще сильнее.

Блудный сын на каком-то этапе своей жизни осознает, что есть предел удалению от Бога, что дальше так двигаться невозможно. И у него начинается процесс переоценки ценностей, он вновь вспоминает о своем Небесном отечестве и о своем Небесном Отце, начинает задумываться о смысле собственной жизни и о возвращении к Богу.

Нередко случается, что отход от Бога наступает в отрочестве или в ранней юности, а возвращение к Нему бывает уже в зрелом возрасте, когда человек, пройдя по путям лукавства и страстной жизни, понимает, что ничего в жизни нет лучшего, чем обратиться к Богу и принести покаяние.  Тем не менее, и отступить от Бога, и вернуться к Небесному Отцу  возможно на любом этапе жизни: внутреннее развитие человека не всегда подчинено закономерностям возраста или каким-либо иным закономерностям. Бывает, в какой-то день человеку, воспитанному в христианской вере, все начинает казаться пресным, одинаковым, однообразным и он думает: «Поищу-ка на стороне, посмотрю, не найду ли я что-то еще более интересное, более привлекательное, более современное». А на каком-то другом этапе, когда человек уже прошел по всем эти путям, вкусил от горького древа познания добра и зла, когда он насытился жизнью по ветхому человеку и по стихиям мира сего, внутренний голос – голос совести или голос разума  — зовет его в Небесное отечество.

Время Великого поста, которое предстоит нам, есть время, когда мы можем оценить и переоценить свою жизнь, когда можем спросить себя: где мы находимся, на стране далече или в доме нашего Небесного Отца, являемся ли мы участниками и причастниками Его Божественной трапезы или желаем насыться рожками, которыми кормят свиней?». Каждый из нас может задать себе эти вопросы и в Таинстве покаяния оценить свое духовное состояние; для каждого из нас есть путь возвращения к Богу. На этом пути мы не одиноки —  Церковь является нашей путеводительницей, Сам Господь Своим Божественным Писанием поучает нас тому, что нам необходимо для возвращения на путь спасения.

Этому на протяжении веков учили великие отцы и учители Церкви, в том числе те, чью память мы сегодня празднуем: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В своих творениях они напоминали о том, что каждый человек создан по образу Божию и призван к тому, чтобы через преуспеяние в добродетели, через исполнение заповедей Господних, через христианскую жизнь восходить от образа Божия к Его подобию и с каждым днем становиться все более и более подобным Богу. Это состояние богоподобия они называли обóжением, то есть таким состоянием, когда человек живет уже не по человеческим меркам и стандартам, но по Божественным заповедям. Тогда он становится не орудием собственных страстей, желаний, грехопадений, греховных влечений и помыслов, но орудием в руках Божиих, тогда через него начинает сиять и распространяться на других людей благодать Божия; он остается человеком, но всякое его слово и всякий помысел, всякое его действие бывают пронизаны Божественной благодатью и Божественным присутствием.

Святые отцы учат нас, что обóжение – это не только состояние, которого достигнут праведники в будущем веке; это состояние достижимо для человека в этой земной жизни. Многие из них своим собственным примером явили идеал обóжения, который они предлагают нам в своих писаниях.

В день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста давайте спросим себя, многие ли из их творений мы с вами прочитали. Всех их писания переведены на русский язык. Творения Василия Великого – это всего лишь шесть томов, которые при желании можно прочитать за год. Творения Григория Богослова — это два тома, которые можно прочитать при большом усердии за полгода. Творения святителя Иоанна Златоуста – это двенадцать томов, на них потребуется больше времени. Давайте спросим себя, прочитали ли мы хотя бы один том из этого собрания творений святых отцов. Если же нет, то до начала Великого поста зайдем в церковную лавку, приобретем творения этих святых отцов и будем читать. Их сочинения, написанные в IV веке для таких же людей, как мы с вами, окажутся необычайно духовно полезными. Они будут для нас путеводителями на пути возвращения к нашему Небесному Отцу, от Которого мы всякий раз отпадаем, когда начинаем жить по законам мира сего, когда начинаем предаваться собственным страстям и греховным помыслам, когда бываем водимы не благодатью Божией, но собственной греховной человеческой волей.

Будем же обращаться в молитве к сим великим святителям, которые преподали нам прекрасные и неувядающие цветы руководства в духовной жизни. Будем молиться, чтобы сами они были нашими путеводителями на пути к Небесному Отцу, чтобы они учили нас и своими писаниями, и собственным примером. Вознесем молитвы о том, чтобы Господь принял нас как Своего блудного сына: ничего нам не припомнив, все нам простив и восстановив нас в сыновнем или дочернем достоинстве. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС