Print This Post
24 января 2012 года в Институте философии РАН в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Богословие и гуманитарные науки». В начале заседания конференции было оглашено вступительное слово председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, текст которого приводится ниже полностью.

Глубокоуважаемый Абдусалам Абдулкеримович!
Уважаемые участники настоящей конференции!

Рад приветствовать всех вас, собравшихся на конференцию «Богословие и гуманитарные науки», которая проводится совместно Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви и Институтом философии Российской Академии наук в рамках Рождественских чтений.

Научно-дискуссионные встречи с участием богословов и философов проходят в Институте философии регулярно на протяжении уже многих лет.

Первая конференция-семинар Богословской комиссии и Института философии в рамках Рождественских чтений состоялась в январе 2001 г. и с тех пор проведение совместных научных мероприятий стало доброй традицией.

Помимо Рождественских семинаров Синодальная библейско-богословская комиссия организовывала вместе с Институтом философии различные мероприятия, в том числе международные конференции по философии религии и тематические круглые столы. Сложилась традиция взаимоуважительного и заинтересованного диалога по самым разным проблемам: соотношения философии и богословия, антропологии, этики, а также по актуальным вопросам присутствия Церкви в жизни современного общества. Сотрудники Института философии являются постоянными участниками общецерковных богословских конференций, которые Синодальная библейско-богословская комиссия регулярно проводит вот уже более десяти лет.

Такое плодотворное взаимодействие стало возможным во многом благодаря инициативам и личному общению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, долгие годы возглавлявшего Синодальную богословскую комиссию, и Вячеслава Семеновича Степина, ранее директора, а ныне научного руководителя Института философии. Сотрудничество продолжалось и развивалось при активном участии нынешнего директора Института Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова.

Нынешняя конференция свидетельствует о продолжении нашей совместной работы. Как председатель Синодальной библейско-богословской комиссии хотел бы выразить надежду на дальнейшее развитие диалога православного богословия и отечественной академической философии ко взаимной пользе обеих сторон.

Думаю, в этой аудитории излишне доказывать, что философия и богословие постоянно взаимодействовали и поныне взаимодействуют друг с другом. Иногда они почти сливаются, образуя единый комплекс, иногда расходятся, чтобы затем вновь сотрудничать в общем интеллектуальном пространстве – пространстве человеческого мышления и духовного поиска.

В современной культурной ситуации философию и богословие сближает то обстоятельство, что, в отличие от других областей культуры, они работают в рамках долгой, многовековой традиции. Им чужды погоня за новизной ради новизны и стремление произвести такой «продукт», который был бы востребован сегодня на рынке идей и представлений. У них другая задача: размышление о предельных основаниях бытия, разыскание истины.

Понятно, что в современном гедонистическом и потребительском обществе философия и богословие, как правило, игнорируются. Однако это совсем не значит, что современный человек утратил потребность в обретении смысла жизни, что он не нуждается в ответах на самые глубокие вопросы об основаниях своего бытия, о том, откуда он пришел и куда идет, о мире и Боге.

Кроме того, современный человек, живущий в условиях плюрализма жизненных ориентаций, мировоззрений и культурных практик, в ситуации, когда нет единого, общего для всех мировоззренческого стандарта, нуждается в критериях, позволяющих оценивать те способы прохождения его жизненного пути, которые ему предлагает окружающая действительность.

Философия в данном случае выступает как особая и чрезвычайно важная форма деятельности – как совокупность процедур и инструментов, позволяющих осмыслять и оценивать иные формы человеческой деятельности – обыденной, научной, мифотворческой, художественной и религиозной. Философия является уникальным «местом», в котором могут встречаться и «собеседовать» наука, искусство, религия, нравственность, политическая теория и практика.

Этот объединяющий, интегративный потенциал философии имеет не только теоретическое значение, но и значение общественное, гражданское. Философия имеет особое призвание: служить общему благу, инициируя и интеллектуально обеспечивая общественный диалог с целью достижения взаимопонимания и согласия граждан по жизненно важным проблемам. Прежде всего, это касается нравственных ценностей, поскольку отсутствие общих ценностей не позволяет обществу сохранять единство и развиваться.

К сожалению, такой интегративный потенциал философии пока в нашем обществе не востребован в должной мере. Но причины этого, наверное, следует искать не только в состоянии самого общества или в отсутствии запроса со стороны его лидеров, но и в состоянии философского сообщества. Нужна активность самих философов, которые в данном случае могли бы объединить свои усилия с богословами. Это было бы особенно важно в силу того, что значимость религии (в разных ее формах) в жизни общества возрастает. Секуляризация является очевидным фактом и по некоторым направлениям продолжается, но одновременно в современных обществах идут и иные, противоположные процессы возврата религии, что дает основание некоторым исследователям говорить о формировании «постсекулярного общества». Все эти изменения требуют серьезного осмысления и анализа со стороны как философов, так и богословов.

Не секрет, что отечественное православное богословие и церковная наука долгое время не могли развиваться по известным историческим причинам. В то же время за минувшие двадцать лет научно-богословский потенциал нашей Церкви был в значительной степени восстановлен. Появились новые поколения богословов и церковных ученых, которые развивают лучшие традиции русской богословской школы в контексте мировой христианской мысли и науки. Конечно, основные силы пока уходят на освоение традиции и на осмысление того, что было сделано в области христианского богословия в минувшем веке. Однако все более актуальным для нашего богословия становится диалог и взаимодействие с современной философией и культурой – там, где такой диалог возможен и продуктивен.

Уверен, что такой диалог был бы значим и для современных философов и историков философии. Об этом с ясностью свидетельствует и программа нынешней конференции.

Вклад христианской мысли в становление европейской философской традиции трудно переоценить. Кроме того, и античная философия сохранилась в европейской традиции в значительной мере благодаря ее интерпретации христианскими богословами. Но и сегодня нельзя сказать, что христианская философия стала просто музейным экспонатом, ибо так или иначе, явно или скрыто, она присутствует во всякой серьезной философской мысли. И я бы предпочел делать акцент не столько на различии философского и богословского подходов, сколько на том, что они находятся в общем мыслительном пространстве и взаимодействуют в силу некоторой логической потребности.

Если же говорить о тех актуальных тематических направлениях, где философия встречается с религией, то я бы указал на следующие.

Во-первых, философия религии – как осмысление, с одной стороны, религиозных доктрин и религиозного опыта, а с другой – методов и результатов научного изучения религии. В данном случае философия может выступить беспристрастным посредником между собственно религией и современной наукой о религии.

Во-вторых, социально-философское осмысление религии. Учитывая высокую степень дифференциации современного общества, было бы важно рассматривать религию не изолированно, но в соотношении и связи с другими областями общественной жизни и соответствующими институциями (культурой, наукой, экономикой, правом и проч.). Такое рассмотрение может обеспечить именно философский подход, не связанный жесткими ограничениями отдельных научных дисциплин. К этому пункту относится и проблематика секулярного и постсекулярного, о чем я говорил выше.

В-третьих, я обратил бы внимание и на роль философии в междисциплинарном диалоге. Во многих гуманитарных науках и направлениях присутствуют религиозные и богословские темы, однако они часто утрачивают там свое специфическое качество и редуцируются к неким «проявлениям человека вообще». В результате собственно религиозное «секуляризируется», поскольку исследователь не владеет или не желает овладеть религиозной логикой. Философия здесь могла бы помочь восстановить теологическое измерение тех сфер культуры и мышления, которые изучает светский ученый-гуманитарий.

Богословие заинтересовано в таком посредничестве философии, потому что оно сегодня призвано не только развиваться «в церковной ограде», но и выходить за ее пределы, в мир современной культуры и современного общества. В данном случае речь идет прежде всего о миссионерском призвании богословия, которое является одной из форм христианской проповеди – а именно проповеди в интеллектуальной сфере, в мире высокой культуры. Одной из задач такой богословской проповеди является преодоление идеологических конфликтов прошлого, разрушение негативных стереотипов, которые до сих пор дают о себе знать в нашем обществе.

Среди таких стереотипов можно указать на представление, что Церковь стремится насильственно навязать свою веру и свои ценности всему обществу, используя в том числе и так называемый «административный ресурс». В этом случае срабатывает и другой стереотип, связанный с недавним опытом советского прошлого, когда «правильное мировоззрение» навязывалось государством.

Мы хотим разрушить эти стереотипы, которые искажают представления людей о христианской вере, о Церкви и православном богословии. И одним из путей преодоления стереотипов, изживания конфликтов и недоразумений является содержательный и максимально широкий диалог Церкви и науки, а также шире – Церкви и культуры, который мы ведем и намереваемся всячески развивать и углублять.

Хочу подчеркнуть: речь идет именно о диалоге, о взаимном узнавании и совместном обсуждении общезначимых вопросов. А если говорить более прагматично: о взаимовыгодном интеллектуальном сотрудничестве – ко благу всего общества.

В настоящее время в рамках деятельности Межсоборного присутствия – расширенного совещательного органа нашей Церкви – идет работа над документом «Соотношение веры и науки», в котором будет обозначена принципиальная позиция Русской Православной Церкви по отношению к современной науке, включая в это понятие как естественные и точные, так и гуманитарные и общественные науки. Для разработки документа создана специальная рабочая группа, которую я возглавляю. Предварительные общие положения этого документа уже обсуждались на разных площадках, в том числе университетских, в России и Украине с участием представителей научного сообщества и философов науки.

Мы хотели бы, чтобы этот документ прояснил многие недоразумения, которые касаются научной и богословской рациональности, то есть путей познания и специфики знания, свойственных христианской вере, с одной стороны, и светской науке Нового времени, с другой. Другими словами, документ предполагает философское измерение. И здесь нам важно участие философов, причем не только тех, кто профессионально занимается философским осмыслением современной науки, но и тех, кто специализируется в различных областях: философии языка, истории идей, гносеологии, социальной философии, философии культуры и философии религии, а также этики, поскольку современная наука порождает немало этических проблем.

Мы предполагаем продолжать обсуждение основных идей этого документа и приглашаем к участию заинтересованных философов.

Одна из задач современного православного богословия – адаптация церковной мысли и церковного свидетельства к реалиям сегодняшнего дня. Такую адаптацию иногда понимают совершенно неверно – как приспособление к «духу времени», которое неизбежно ведет к искажению изначального вероучения. Конечно, попытки такой адаптации предпринимались в прошлом и имеют место даже сегодня. Однако это неправильная, ложная адаптация, и в современной ситуации, когда религия не только не «отмерла», но и являет все признаки жизни и даже роста, такая адаптация вообще не имеет никакого смысла.

Речь идет совсем о другой адаптации богословия к современности, пример которой нам дали Святые Отцы и Учители Церкви первых веков христианской истории. Они формулировали истины евангельской веры на языке своего времени и в творческом взаимодействии с современными им течениями философской и научной мысли. Тем самым они развивали и обогащали язык самого богословия и в то же время делали его более понятным тем, кто еще не принял христианского вероучения и не осмыслил его.

В древности христианская культура победила культуру языческую не силой насилия, но силой убеждения. И сегодня Церковь стремится к убедительности своего провозвестия, а совсем не к интеллектуальному насилию или манипулированию сознанием.

Пространство для содержательно диалога, дискуссии, убеждения дает прежде всего высокая культура. Это пространство науки в широком смысле, а также искусства, литературы и иных форм творческого, непотребительского отношения к миру, но в особенности – философии.

Мы надеемся на продолжение продуктивного диалога православных богословов и отечественных философов, в ходе которого и богословская, и философская мысль будут обогащаться и развиваться.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что такой диалог не ограничивается удовлетворением интеллектуальных интересов участников, но имеет весьма важное общественное и культурное значение. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит будущее нашего общества, ответственность за которое несет и Церковь, и философское сообщество.

Благодарю руководство Института философии РАН за гостеприимство и неизменную готовность к сотрудничеству с Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви и желаю успеха всем участникам нашей конференции.