Print This Post

Дорогой брат во Христе,
досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Карри Мякинен!

Ваше Высокопреосвященство
Высокопреосвященный Александр,
митрополит Астанайский и Казахстанский!

Уважаемые участники  диалога!

Сердечно приветствую вас по случаю знаменательного события – открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии!

Нашему диалогу более 40 лет. У его истоков стояли два выдающихся церковных деятеля: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и архиепископ Марти Симойокки. Начиная с первой встречи в 1970 году, диалог всегда был наполнен глубоким богословским содержанием и строился на началах евангельского братства и любви во Христе.

В прошлом наши дискуссии были посвящены как основополагающим богословским вопросам, так и  важнейшим проблемам общественной жизни. В настоящее время формально сохранилась та же тематика, но она наполнилась новым содержанием, поскольку произошли кардинальные изменения в России, Европе и во всем мире. Эти перемены касаются богословия, общественной мысли, межцерковной деятельности, церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Тема нынешнего, XV собеседования  — «Церковь как община. Христианская идентичность и членство в Церкви» — имеет как серьезное богословское содержание, так и важные пастырский и социальный аспекты. Некоторые вопросы, связанные с этой темой, рассматривались на VI собеседовании между нашими Церквами в 1983 году. В официальном коммюнике встречи, которая была тогда посвящена теме «Природа Церкви», было справедливо отмечено: «Членами Христовой Церкви мы становимся через веру и крещение во Христа – Главу Тела (Гал. 3, 26-28)» (§ 2). Знаменательно, что святые отцы эпохи Вселенских соборов не разрабатывали специального учения о Церкви – такая необходимость возникла именно в позднейшую эпоху, когда Церковь сталкивается с непониманием, а иногда и с враждебным отношением к ней современного мира. В этих обстоятельствах обретает особую злободневность вопрос: остаемся ли мы, спустя 2000 лет после жертвенной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, христианами? Как мы понимаем природу христианства? В какой степени мы сохраняем внутреннюю связь с христианской общиной, с Церковью, со всем мировым христианским сообществом?

Вам предстоит серьезный разговор, в котором будет рассмотрено богословское понимание Церкви, ее raison d’être и ее сложная природа: видимая реальность, воплощенная в церквах-общинах этого мира, и невидимая,  эсхатологическая реальность, — реальность будущего века. Только опираясь на богословское учение о Церкви, можно по-настоящему понять жизнь христианина. Как отмечает в своей книге «Христианства нет без Церкви» священномученик Иларион (Троицкий), «истина Церкви по преимуществу перед всеми другими касается самой жизни каждого христианина, определяет не только его верование, но и саму его жизнь… Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путем и незаметно вкрались в сознание и самосозерцание даже и русского православного общества».

Ни для кого не секрет, что сегодня в мире живет множество номинальных христиан. Они декларируют свою принадлежность к Церкви, но никак не проявляют себя как верующие во Христа. Они не видят цель  своей духовной жизни в Богообщении и спасении, а воспринимают принадлежность к христианству как дань традиции, часть культурной и этнической идентичности. Эти вопросы приобретают особую актуальность сегодня, в эпоху нарастающего противостояния религиозных традиций, которое мы можем наблюдать в разных уголках планеты и, в частности, в Европе.

Нередко христианская идентичность подменяется политическими, социальными, национальными идеями. В этом, как представляется, кроется причина того, что люди, называющие и считающие себя христианами, борются за внедрение либеральных идей в Церкви и обществе, выступают под националистическими лозунгами или действуют от лица политических партий.

Сегодня мы сталкиваемся в Европе и во всем мире с актами христианофобии, проявлениями нетерпимости и дискриминацией в отношении христиан. Это происходит, несмотря на многочисленные официальные заявления о терпимости и защите свободы совести. При этом дискриминация по отношению к представителям других религиозных (национальных) общностей является преступлением и имеет соответствующие определения (антисемитизм и исламофобия).

В условиях, когда воздвигаются новые гонения на христиан, особенно важно переосмыслить себя как христианина. Задать вопросы: в чем моя христианская сущность, к чему я призван Господом в нынешних условиях, есть ли у меня обязанности перед обществом, которое далеко от Христа? Каким должен быть нравственный облик  христианина? Какой должна быть его этическая позиция по отношению к тем вопросам, которые волнуют общество? Что значит жить как христианин?

Как представляется, путь к решению данной проблемы лежит через формирование у членов наших церквей подлинно христианской идентичности и согласование иных их религиозных идентичностей (культурной, национальной и т. п.) именно с идентичностью христианской и ее нравственной составляющей как важнейшей. По словам апостола, верующие должны «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны «сиять как светила в мире» (Флп. 2,15).

Желаю вам успехов в предстоящей работе и выражаю уверенность, что она внесет достойный вклад и в развитие богословской науки, и в продолжение сотрудничества между нашими Церквами.

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Волоколамский Иларион