Print This Post

20 апреля 2011 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил литургию Преждеосвященных Даров в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Архипастырю сослужили помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к прихожанам со словами проповеди:

«В Великую среду Церковь вспоминает женщину, которая на вечере в Вифании помазала ноги Иисуса драгоценным маслом и отерла их своими волосами. Она была грешница, блудница. Вся ее предшествующая жизнь была отвержением заповеди Божией о любви: она торговала своим телом, извращая то представление о любви между мужчиной и женщиной, которое лежит в основе брачного союза, установленного Самим Богом.

И вдруг эта женщина, всю свою сознательную жизнь посвятившая разврату, встречается со Христом. И видя этого кроткого человека, идущего на вольную смерть, она понимает, что в ее жизни появляется шанс, появляется надежда на изменение всей жизни, на спасение. Она ничего не говорит Ему, ничего не просит у Него, а просто со смирением, пока Он возлежит на вечере и вкушает пищу со своими учениками, сидит у Его ног, плачет о своей жизни, возливает миро на ноги Его и отирает их своими волосами  (см. Лк. 7, 37-50).

Увидев это, один из учеников, Иуда Искариот, в сердце которого уже созрел план предательства, говорит Иисусу: «Зачем такая трата? Не лучше ли было бы продать это миро, чтобы вырученные деньги пошли на нищих?» Но, как отмечает евангелист, он говорил это,  не потому, что заботился о нищих, а потому что у него была коробочка с деньгами, куда он складывал сбережения общины учеников Христовых.

Перед нами два образа. С одной стороны, это женщина, которая, может быть, потратила все, что она заработала своим неправедным и греховным трудом, чтобы возлить масло на ноги Человека, Который шел на страдания. И Господь сказал об этой женщине: «Она приготовила меня к погребению, и во всем мире, где будет проповедано Евангелие, будет сказано о том, что она сделала» (см. Мф. 26, 12-13). Действительно, история эта вошла в Евангелие и везде, во всем мире, где читают Библию, люди узнают о том, что совершила эта женщина.

Другой образ — Иуда. В тот самый момент, когда женщина слезами своими омывала ноги Иисуса, оплакивая свою грешную жизнь, ближайший ученик Христов замыслил и осуществил предательство. Сердце его было неспокойно, в нем была раздвоенность: он не мог смириться с тем, что любовь Божия способна побеждать человеческие грехи, неправду и зло. В его уме все сходилось в соответствии с человеческими законами, законами арифметики: есть сосуд драгоценного мира, имеющий определенную стоимость; миро, вылитое на ноги какому-то человеку, – пусть даже это Учитель, пусть даже это Христос, – можно было бы продать, а деньги пустить на благотворительные цели. Именно такая трата была бы, с его точки зрения,  богоугодной.

Иной раз и в наши дни люди говорят: «Почему в Церкви столько роскоши? Зачем золотые иконостасы? Зачем драгоценные ризы на священнослужителях? Зачем вообще все церковное благолепие — не лучше было бы эти деньги употребить на благотворительные цели?..» Когда в 1990-е годы в Москве восстанавливался Храм Христа Спасителя, находились такие «любители нищих и благотворительности», которые говорили: «Зачем эта огромная и дорогостоящая стройка, когда деньги можно отдать на постройку больниц, детских домов, на другие благородные цели?»

Эти люди не понимали или не хотели понимать очень простой закон: когда человек жертвует средства на благоукрашение храма, на золочение иконостаса, на ризы для священнослужителей, это значит, что он воспринимает храм как дом Божий и хочет, чтобы этот дом был благолепно украшен. Тот, кто дает деньги на храм, как правило, пожертвует и на детский дом, и на больницу, и на другие благотворительные цели. А человек, говорящий: «Зачем я буду давать деньги на золочение иконостаса? Это пустая трата, эти деньги можно употребить более рационально», когда придет беда и к нему обратятся с просьбой пожертвовать на детей-сирот, на погорельцев, на пострадавших от землетрясения, сразу же в своем уме сделает математический расчет и подумает: «А зачем я буду тратить эти деньги? Лучше я их приберегу и потрачу с большей пользой на что-нибудь другое».

Есть закон любви, по которому живет Бог и по которому Он призывает жить нас. А есть закон человеческой справедливости, по которому живут люди в этом мире. Эти два закона очень трудно совместить. И очень трудно бывает человеку расчетливому стать настоящим христианином. Может быть, именно о таких людях Господь сказал: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши» (См. Лк. 18, 24-25). Владея миллионами, такой человек скуп и скареден: он считает и жалеет каждую свою копейку.

Для человека, живущего по законам любви, на первом месте оказывается правда Божия, любовь к Богу и к ближнему. Он не пощадит и своей жизни, если к этому призовет его Господь. Когда люди шли на мученичество, у них в головах не было каких-то расчетов, они не говорили себе: «Лучше сейчас я уклонюсь, а в другой раз, возможно, представится более подходящий случай, чтобы осуществить подвиг». Любовь Божия сама влекла их на мученический и исповеднический подвиг. Так же поступают и люди, заботящиеся о ближних, способные откликнуться на человеческое горе. Когда они сталкиваются со страданием других людей, в их уме возникают не математические расчеты, а простой и естественный для всякого человека, но, к сожалению, забытый современным обществом закон любви.

Господь призывает нас жить по закону любви: не считать свои деньги, не беречь свое время и силы, но беззаветно отдавать себя другим людям. Всякая такая жертва окупится сторицею, потому что она прелагается в любовь Божию, которая изливается обильно на нас и через нас на других людей.

В сердце грешницы, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, осталось место для Бога. И  когда она встретилась с Божественной любовью лицом к лицу, то оказалась способна на акт жертвенности, о котором мы вспоминаем каждый год накануне страстей Христовых. Ее поступок учит нас, что никогда не поздно принести покаяние. Как бы ни прожил человек свою предыдущую жизнь, он всегда может обратиться ко Христу и никогда не будет отвергнут: Господь примет покаяние человека, даже если оно приносится в самый последний миг жизни. Так произошло с благоразумным разбойником, который сказал: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И тотчас же услышал голос Божий: «Ныне же будешь со Мною в раю» (См. Лк. 23, 39-41).

Все это, и прежде всего сам искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, научает нас одной очень простой истине: для любви Божией нет никаких преград, любовь Божия преодолевает всякую человеческую греховность, всякую человеческую немощь. Эта любовь способна преодолеть любой совершенный нами грех, если только мы найдем в себе силы, чтобы принести покаяние, чтобы подобно жене-грешнице возлить на ноги Спасителя драгоценное миро – миро благотворительности, миро молитвы, миро добрых дел. Если мы, подобно благоразумному разбойнику, пусть даже и на исходе нашей жизни обратимся к Нему с этими словами: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Служба коммуникации ОВЦС