Print This Post

17 декабря 2010 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился со студентами и преподавателями Российского православного института святого Иоанна Богослова. Владыка выступил перед собравшимися с лекцией, посвященной теме «Вера и знание».

Дорогие братья и сестры!

В те годы, когда создавался Российский православный институт, я некоторое время преподавал в нем. Поэтому сегодня мне особенно приятно встретиться с новым поколением студентов, пообщаться с вами.

РПИ создавался в эпоху, которая ознаменовалась возрождением  церковной жизни в нашем Отечестве. До конца 80-х годов между миром науки и миром Церкви существовала стена, воздвигнутая сознательно, с целью развести людей Церкви и людей науки в противоположные стороны. Журнал «Наука и религия», выходящий по сей день, и многие другие издания занимались опровержением основ религиозного мировоззрения. Государственная политика была направлена на искоренение веры, внушение людям мысли об антинаучности веры. «Наука «доказала», что религия – предрассудок и пережиток прошлого, следовательно, человек, занимающийся наукой, не может быть верующим, так как к вере приходят от незнания», — вот что пытались внушить людям.

И когда стена между Церковью и обществом упала, настала очередь разрушить стену между наукой и Церковью. Для многих было очевидно, что противопоставление науки и религии носит искусственный и пропагандистский характер. Среди людей науки всегда были верующие люди, а среди людей веры были люди, имеющие прямое отношение к науке. Созданный в тот самый период РПИ был задуман как мост между миром науки и миром Церкви, как возможность для студентов приобретать знания в самых широких областях науки, при этом оставаясь церковными людьми и служа в Церкви.

Люди, пытавшиеся, несмотря ни на что, передавать религиозные знания широким массам, были и в советское время. Многие наши искусствоведы были глубоко верующими людьми, которые, говоря о древнерусской живописи, об иконах, косвенным образом передавали людям знания о религии. Алексей Федорович Лосев и Сергей Сергеевич Аверинцев передавали эти знания через философские рассуждения, литературоведение, исследования о писателях, поэтах и философах прошлого.  Я хорошо знал С.С.Аверинцева и еще в советское время познакомился с его трудами. Его книга «Поэтика ранневизантийской литературы» открывает окно в духовный мир через призму литературоведения. Аверинцев брал греческий текст акафиста, кондака и рассматривал их структуру, построение рифмы, образный строй, раскрывая богатый и прекрасный мир раннехристианской поэзии. Для многих книга «Поэтика ранневизантийской литературы» стала введением в литургическое богословие.

Когда искусственные препоны между миром веры и науки были разрушены, люди, скрывавшие раньше свои религиозные взгляды или говорившие о них завуалированно, смогли заговорить в полный голос. Но потребовалось немало времени, прежде чем люди веры и люди науки полностью привыкли друг к другу. Преодолеть психологический барьер, существовавший между ними, было непросто. Нет такого человека, который был бы абсолютно чужд религии, – у каждого в душе есть религиозное начало. Надо помнить, что тот, кто занимается наукой, — не только профессионал, но и человеческая личность, в душе которой происходит некий религиозный поиск. Есть удивительные примеры того, как наука соприкасается с верой в тех областях, которые относятся к области таинственного.

В Кембридже есть ученый Стивен Хокинг, известный благодаря своим популярным трудам. Он написал «Краткую историю времени» и ряд других интересных работ. Хокинг в течение многих лет прикован к инвалидному креслу и пишет свои труды при помощи специальных устройств, так как не может двигаться и говорить. Он популярным языком рассказывает о сложных вещах: астрофизике, черных дырах, происхождении Вселенной. Всякий раз, приближаясь к некоему рубежу, за которым наука молчит, он, по сути дела, ставит вопрос о существовании Бога и показывает, что научным способом на этот вопрос ответить невозможно.  Недавно он опубликовал труд, в котором, как может показаться, пришел к выводу, что Бога нет. Но я не исключаю, что позже он еще придет к выводу о том, что Бог есть, так как существуют сферы, в которых наука бессильна, ведь ее границы исчерпываются физическим миром. Хокинг как раз работает на стыке науки с областью таинственного, и эта область начинается там, где кончаются достоверные сведения.

Сегодня существует много научных гипотез о происхождении Вселенной, но никто не может сказать, что было до ее возникновения.  Это рубеж, который не может преодолеть научное знание, но может преодолеть вера. Вера оперирует фактами, которые относятся к области духовной жизни, к области таинственного. Ключевой мировоззренческий вопрос, который должны ставить пред собой все люди: готовы ли мы принять на веру то, что называется Божественным Откровением, и читать Библию не просто как человеческую книгу или собрание древних историй и мифов? От ответа на этот вопрос зависит все остальное. Сегодня ученые спорят о существовании внеземных цивилизаций, этой идеей увлечены многие современные люди. Для человека верующего, чьи познания о мире основываются на Божественном Откровении, ответ ясен: разумного существования на других планетах нет. Мы можем это утверждать, опираясь на Библию, в которой картина мира представлена так, что в центре Вселенной – Земля, а в центре земного существования – человек. Мы знаем: если бы существовали иные миры, Господь бы этого не скрыл, не представил бы перед нами некую ложную, однобокую картину мира. В этом смысле истины веры могут помочь ученому не тратить время на изучение каких-либо фантомов человеческого сознания.

Следует отметить, наука не нейтральна в духовно-нравственном отношении, так как ее достижения могут использоваться в самых разных целях. Многие научные открытия могут принести человечеству пользу, но, с другой стороны, оказаться вредоносными и смертельными. Наука, не регулируемая нравственными нормами, может разрушить человеческое бытие, следовательно, нравственная составляющая необходима. Тот абсолют нравственных норм, на который человек может ориентироваться в своей жизни, в своем научном поиске, дает только религия. Например, атомная энергия используется в мирных целях и приносит человеку благо. Но ее использование сопряжено с огромными рисками и открывает человечеству широчайшие возможности для саморазрушения. Удержать человечество от этого способно только прочное нравственное основание, и оно невозможно без религиозного знания.

Некоторые считают, что нравственность может быть автономной, а общечеловеческой нравственности не существует. Но если это так, значит, не существует и общечеловеческих норм общежития, значит, что нравственно для одного, может быть безнравственно для другого. В истории много примеров, которые доказывают недопустимость подобного плюрализма: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев и ряда других народов, уничтожение в большевистской России целых классов населения, верующих людей. Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, потенциал нравственного плюрализма может обернуться для человечества трагедией.

Именно поэтому невозможно регулировать научный поиск только человеческими соображениями. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях. В диалоге между верой и наукой до сих пор много чистых страниц, заполнить которые предстоит молодому поколению. Такой диалог может происходить внутри одного человека, так как один и тот же человек может быть человеком науки и человеком веры одновременно и на своем собственном опыте может преодолеть тот барьер, который существовал между верой и наукой до недавнего времени.

Интересно, что параллельно с развитием веры и науки растет интерес человека к иррациональному. Сегодня много неверующих, но суеверных людей, и это еще одна область, где интересы веры и науки смыкаются. Известно, что наука призвана бороться с суевериями, что и истинная вера противостоит суеверию, шарлатанству и мракобесию. Современные люди, как в древние времена, ходят к колдунам и гадалкам, так как не имеют в своей жизни твердого духовного основания и пытаются решать свои жизненные проблемы не внутри себя, а с помощью внешнего воздействия. В этой области религия – естественная союзница науки.

Между верой и знанием нет противоречия, но есть серьезные различия. Вера не стремится к доказуемости своих постулатов, она содержит положения, которые принимаются как аксиомы, так как они пришли из Божественного Откровения. Наука, напротив, стремится все доказать, но есть области, в которых она бессильна это сделать. Каждый человек в своей жизни несет ответственность за самого себя, за окружающих людей, за мир, Ответственность за Землю как за наш общий дом лежит на каждом из нас. И эта ответственность означает общее поле, на котором мы все должны трудиться. У нас одно будущее, и во многом оно будет зависеть именно от диалога людей веры и людей науки.

Я хотел бы пожелать вам, занимающимся разными науками, помнить об этой ответственности. Каковы бы ни были достижения науки, какие бы ни выдвигались гипотезы, для нас Земля продолжает оставаться центром вселенной и в наших силах сделать ее будущее светлым.