Print This Post

6 сентября 2010 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке митрополит Волоколамский Иларион выступил перед делегацией итальянских парламентариев, которую возглавлял председатель папского Совета по вопросам новой евангелизации, капеллан итальянского парламента архиепископ Рино Физикелла.

«Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл в силу принятых ранее на себя обязательств не смог лично с вами встретиться, но просил меня это сделать для того, чтобы мы могли обменяться некоторыми мыслями и идеями, касающимися будущего христианства в Европе, в частности, в России и в Италии. Храм, в котором вы находитесь, представляет собой яркий пример взаимопроникновения традиций Востока и Запада. Если бы не иконостас, то можно было бы подумать, что это католический храм и что это не Москва, а, например, Рим или какой-то другой город Западной Европы. Храм строился в несколько этапов и последний этап его строительства приходится на вторую четверть XIX века, когда в русском храмостроительстве преобладали тенденции, связанные со стилем классицизма, отсюда форма как ротонды, так и колоннады. Храмов в таком стиле не очень много в Москве, но их много в Санкт-Петербурге. Я очень рад, что Вы уже посетили многие святые места нашего города и что впереди Вас ожидает путешествие в Санкт-Петербург, нашу северную столицу.

Наш храм, в котором вы находитесь, знаменит еще и тем, что здесь обретается чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Я должен сказать, что если бы вы посетили и богослужение, то, может быть, услышали и уловили бы другие аспекты связи между Россией и Италией. В те времена, когда созидался этот храм, наше хоровое пение испытывало очень сильное влияние итальянской музыки. Такие мастера итальянской оперы, как Сарти и Галуппи, были руководителями придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, и наши ведущие композиторы того времени – например, Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский – были учениками итальянских композиторов. Духовные концерты этих авторов до сих пор исполняются в Православной Церкви и, хотя они написаны на славянские богослужебные тексты, по своему музыкальному стилю они приближаются скорее к итальянской инструментальной музыке. Сегодня люди по-разному относятся к этому феномену, но факт остается фактом: влияние итальянского искусства вообще и итальянской музыки в частности на русское церковное искусство было очень сильным.

Диалог между нашими странами происходит не только на уровне культуры, но и на государственном, а также церковном уровне. Хотел бы особенно отметить деятельность российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ. Целью этого форума является формирование новых перспективных направлений, расширение сотрудничества между нашими странами в различных областях и выстраивание инфраструктуры гражданских отношений в сфере экономики, науки и образования. В состав форума входят представители Церкви, власти, бизнеса, искусства, общественных организаций и средств массовой информации Италии и России. В рамках этого форума проходят значимые для наших стран мероприятия. В частности, 11 и 12 октября в Москве состоится первый ежегодный симпозиум на тему: «Этические аспекты банковской деятельности. Опыт в России и в Италии». В организации этого симпозиума принимает активное участие возглавляемый мной Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Добрые отношения связывают Русскую Православную Церковь с различными епархиями Римско-Католической Церкви в Италии. Мы прилагаем усилия для того, чтобы укреплять эти отношения, помня о том, что, несмотря на различия в области догматики и экклезиологии, существующие между нашими Церквами, перед нами в современном мире стоят общие задачи, и главной нашей общей задачей является совместная защита христианских ценностей перед лицом воинствующего секуляризма. Сегодня в европейском политическом дискурсе преобладает такое умонастроение, согласно которому религия должна восприниматься как исключительно частное дело отдельных индивидуумов. Нам говорят, что религия – это то, что мы можем практиковать в своих храмах или в своих квартирах, но наше религиозное мировоззрение никак не должно сказываться на нашей профессиональной и общественной деятельности, на нашем социальном служении. Это особенно относится к политикам и дипломатам. Многие политики считают неприличным открыто заявлять о своей религиозной принадлежности или открыто руководствоваться в своей деятельности религиозными постулатами и ценностями. Это изгнание религии из общественного поля нацелено, прежде всего, на христианство. Нередко эта, по сути дела, христианофобия оправдывается идеей толерантности по отношению к другим религиям. Воинствующие секуляристы пытаются нам внушить, например, что наличие христианских символов в общественных местах будет оскорблять чувства представителей других религий.

Типичным примером такого отношения является решение Европейского Суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии». В этом решении от 3 ноября 2009 года утверждается, что наличие распятия в государственных школах Италии нарушает права человека. Русская Православная Церковь поддерживает Италию в этом процессе. Я должен отметить, что Российская Федерация, которая является частью канонической территории Русской Православной Церкви, выступила «третьей стороной» в разбирательстве этого вопроса в Большой палате Европейского Суда по правам человека. Отмечу, что среди стран, которые также выступили «третьей стороной» – Болгария, Кипр, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако и Румыния – четыре являются православными странами. Для нас очень важно, чтобы христианские символы продолжали присутствовать в общественных местах, в том числе в школах европейских государств.

Мы считаем, что отказ от христианских символов в Европе является предательством не только по отношению к прошлому, но также по отношению к настоящему и будущему. Мы думаем, что Церковь должна иметь возможность открыто выступать в защиту христианских нравственных ценностей. Когда мы говорим о христианских нравственных ценностях, речь идет не о каких-то богословских постулатах, а о ключевых антропологических понятиях, таких как семья и рождение детей. Мы видим, что традиционное христианское понимание семьи подвергается сегодня нападкам со стороны воинствующего секуляризма. Представление о том, что дети – это благословение Божие, не характерно для многих современных молодых семей. Сегодня вполне нормальным считается контролировать количество детей в семье и совершать аборт, когда рождение ребенка оказывается нежелательным. Это массовое детоубийство, по сути дела геноцид, происходит в самых развитых странах, в том числе в странах весьма обеспеченных и богатых, где родители могли бы позволить себе иметь не только одного, но двух и более детей.

Речь идет об определенной системе ценностей. С точки зрения христианина существует некая абсолютная нравственная система ценностей, базирующаяся на божественных заповедях. В этой системе ценностей важнейшее место занимает семья. И до тех пор, пока человечество помнило об этих абсолютных нравственных ценностях, оно, по Божией заповеди, «плодилось и размножалось». С тех пор, как народы западных стран усвоили секулярную систему ценностей, они встали на путь постепенного вымирания. Если народонаселение той или иной страны увеличивается – это признак духовного здоровья нации, если же уменьшается – признак духовной болезни. Это очень простая истина и очень простой показатель. К сожалению, мы должны признать, что наше общество – это относится и к России, и к Италии – духовно больно. Корень этой духовной болезни – в отказе от христианских духовных нравственных ценностей, которые должны играть важнейшую роль в исцелении от этой болезни. Именно здесь находится то миссионерское поле, которое мы – православные и католики – можем возделывать вместе. На этом пространстве необходимо сотрудничество между людьми Церкви и политиками, дипломатами и народными избранниками – всеми теми, от кого зависит благосостояние народа. Демографический кризис, а также многие другие проблемы современного человека невозможно решить только силами Церкви или только силами государства, здесь нужны наши общие усилия. Я хотел бы выразить надежду на то, что и православные, и католики в России и в Италии будут активно сотрудничать для того, чтобы вместе защитить христианское наследие нашего континента».

Служба коммуникации ОВЦС