«Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира». Лекция Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
В рамках своего визита в пределы Русской Православной Церкви 26 мая 2010 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и встретился с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выступил перед учащимися с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира».
Вступление: Творение и добродетель молчания
В «Филокалии» преподобный Антоний Египетский описывает природу как книгу, которая являет красоту творения Божия: «Творение, — говорит он, — громко заявляет о своем Творце и владыке». Или как утверждал преподобный Максим Исповедник в VII веке, весь мир – это «космическая литургия». Каково же православное богословское и духовное видение мира?
Маленьким мальчиком, сопровождая священника нашей местной деревни к далеким часовням на нашем родном острове Имврос в Турции, я хорошо видел связь прекрасных горных склонов с великолепием Божием. Окружающая среда дает панорамное видение мира, подобно широкоугольным линзам камеры, и это видение не позволяет нам корыстно эксплуатировать природные ресурсы мира. Недавнее экологическое бедствие на севере Мексиканского залива в Луизиане обнажает последствия пренебрежения этим космическим взглядом на мир.
Но чтобы дойти до этой зрелости в отношении к природной среде, мы должны остановиться и прислушаться к голосу творения. Если мы помолчим, то услышим, что говорит нам Литургия святого апостола Иакова:
Покрылись небеса блистанием славы Его,
и хвалы Его исполнилась вся земля;
Его море, и Он создал его, и сушу сотворили руки Его.
Его море, и Он создал его;
и всякая тварь проповедует величие Бога.
К несчастью, мы живем, не замечая концерта окружающей среды, который исполняется перед нашими глазами и ушами. В этом оркестре каждая крошечная деталь играет важную роль. Ничто нельзя удалить, не нарушив всю симфонию. Ни дерево, ни животное, ни рыбу нельзя удалить, не испортив всю картину.
Православное богословие и окружающая среда
В своем самом главном символе – в Никео-Цареградском Символе веры, Православная Церковь исповедует «единого Бога, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». На основе это основополагающего принципа и исповедания веры Православная Церковь формулирует, особенно в своих песнопениях, концепцию космического преображения. Праздник Преображения Господня 6 августа подчеркивает неотъемлемую связь между преображением (metamorphosis) и Богоявлением (theophania), распространяя божественный свет и преображающую силу на все творение:
Свете неизменный Слове
Света Отца нерожденна
в явленнем свете Твоем
днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа,
светом наставляющаго всю тварь.
И на праздник Крещения Господа нашего 6 января возглашается:
Естество вод освятилось,
земля благословилась,
небеса просветились…
дабы стихии творения, и ангелы и человеки,
все видимое и невидимое славили святое имя Божие.
Широта и глубина православного космического видения видят в человечестве часть Богоявления, которое всегда больше одного человека. Как говорит преподобный Максим, «человек не отделен от остального творения. Он связан самой своей природой со всем творением». Так, в «Братьях Карамазовых» Достоевский призывает: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах».
Евхаристическая и аскетическая духовность
Чтобы достичь этого сакраментального видения творения, человек должен усвоить духовность благодарения и самодисциплины. В богословских категориях мы призваны быть существами евхаристическими и аскетическими. Так, Православная Церковь напоминает нам, что творение – не просто наше владение или собственность, а дар Бога Творца, дар чуда и красоты. С момента творения сей мир был дан Богом как дар, который следует передать дальше с благодарностью и любовью.
Именно так православный духовный путь избегает проблемы господства человека над миром. Ибо если этот мир есть священное таинство, тогда это само по себе исключает всякую попытку человека завладеть им. Ведь владение или эксплуататорская власть над ресурсами мира равносильна скорее первородному греху Адама, чем чудесному дару Божию. Это результат корысти и алчности, которые проистекают от отчуждения от Бога и отказа от сакраментального мировоззрения. Грех отделил священное от мирского, ввергнув последнее в царство зла и отдав его в жертву эксплуатации.
Помимо евхаристической духовности мы призваны и к аскетической этике, а именно к самоограничению и самоконтролю, чтобы мы больше не поглощали каждый плод, а проявляли чувство бережливости, отказываясь от чего-то ради всего. Тогда мы научимся заботиться о растениях и животных, о деревьях и реках, о горах и морях, о людях и мире. Тогда мы станем инструментами мира и жизни, а не орудиями насилия и смерти. Тогда все обретет свою божественную цель, как Бог изначально замыслил мир.
Творение и добродетель сочувствия
На шестой день творения Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему и подобию. Однако многие не замечают, что шестой день был посвящен не одному только созданию Адама. Тот шестой день был предназначен и для души живой по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (см. Быт. 1. 24). Эта тесная связь между человеком и остальным творением является сильным напоминанием о нашей неразрывной связи с окружающей средой. При всей безусловной уникальности нашего сотворения по образу Божию то, что объединяет нас, больше того, что разъединяет нас и друг с другом как людей, и с творением. Это трудный урок, который нам преподали последние десятилетия.
Святые нашей Церкви хорошо понимали это. Они знали, что человек с чистым сердцем способен почувствовать связь с остальным творением, в том числе с животным миром. Эта связь – не просто эмоциональная, а глубоко духовная, дающая чувство преемственности и общности. Это и выражение самобытности и сочувствия ко всему творению. Можно вспомнить, как преподобный Серафим Саровский кормил медведя в северном лесу. Как заметил святитель Исаак Сирин,
Сердце милующее горит о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого сострадания умиляется сердце и не может оно видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемой тварью.
Интерпретация концепции греха
Если земля священна, тогда наша связь с природной средой – сакраментальна. Грех Адама заключается именно в его отказе принять мир как дар общения с Богом и с остальным творением. Апостол Павел ясно подчеркивает последствия грехопадения, утверждая: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 22), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8. 19).
Но слишком долго мы как Церкви и богословы концентрировались на понятии греха как разрыва в личных отношениях друг с другом и с Богом. Экологический кризис напоминает нам о космических последствиях греха, и это не просто социальные или узко-духовные последствия. Каждый акт загрязнения является преступлением перед Богом как Творцом. Покаяние подразумевает радикальное изменение путей и мировоззрения. Пятнадцать лет назад на конференции в Санта-Барбаре мы заявили:
Совершать преступление против мира природы – грех. Вызывать исчезновение видов и нарушать биологическое многообразие творения Божия, подрывать целостность земли, вызывая изменения климата, лишать землю ее естественных лесов или нарушать ее заболоченные территории, заражать воды земли – все это грехи.
Социальные, политические и экономические последствия
Православное богословие признает природное творение неотделимым от подлинности и судьбы человечества. Каждое человеческое действие надолго оставляет след на теле земли. Отношение человека к творению и его поведение по отношению к нему прямо отражает отношение человека к другим людям и поведение по отношению к ним. Экология неизбежно связана с экономикой. Наша глобальная экономика просто переросла способность нашей планеты поддерживать ее. Речь идет не просто о возможности для нас поддерживать мир, а о выживании. В самом деле, ученые считают, что от глобального потепления больше всех пострадают те, кто меньше всего может позволить себе. Поэтому экологическая проблема загрязнения окружающей среды связана с социальной проблемой бедности, ибо вся экологическая деятельность измеряется ее воздействием на других людей, особенно бедных.
Следовательно, озабоченность экологическими проблемами непосредственно связана с заботой о социальной справедливости. Церковь, пренебрегающая молитвой о загрязненной окружающей среде, — это Церковь, которая отказывается давать пищу и питье страждущим людям. Общество, отказывающееся заботиться о людях, — это общество, которое в конечном итоге плохо относится к всему творению Божию. Термины экология и экономика имеют один и тот же этимологический корень от греческого oikos, означающий дом. Плохо и эгоистично то, что мы применяем это слово только к себе, как будто мы единственные обитатели этого мира. Эта планета является домом для всех, для каждого живого существа, равно как для каждой формы жизни.
Заключение: Новое мировоззрение
Мы неоднократно утверждали, что кризис, с которым мы столкнулись в нашем мире, не является прежде всего экологическим. Это кризис того, как мы воспринимаем мир. Мы относимся к нашей планете эгоистично и безбожно именно потому, что не видим в нем дар свыше. Наш долг – принять, соблюсти и передать этот дар будущим поколениям. Поэтому прежде чем действенно решать проблему нашей окружающей среды, мы должны изменить наш взгляд на мир. В противном случае мы будем заниматься просто симптомами, а не причинами. Нам нужно новое небесное мировоззрение, если мы хотим новой земли (Откр. 21. 1).
Это источник нашего оптимизма. Природная среда – лес, вода и суша – принадлежат всем поколениям. Ваше поколение имеет право на лучший, более светлый мир – мир свободный от деградации, насилия и кровопролития, мир великодушия и любви. Бескорыстная любовь к нашим детям укажет нам путь в будущее. И ваше поколение начнет перемены в образе жизни, которые обеспечат это будущее.
Да благословит вас Бог в этой священной борьбе.
Далее по теме:
-
31.05.2010 11:34Завершился визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь
-
30.05.2010 23:53В Екатерининском дворце Царского Села Предстоятель Русской Православной Церкви дал прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея
-
30.05.2010 15:32Святейшие Патриархи Варфоломей и Кирилл посетили историческое здание Синода в Санкт-Петербурге
-
30.05.2010 13:02Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга
-
29.05.2010 23:28В Александро-Невской лавре состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
-
29.05.2010 21:21Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей вознес молитву в Александро-Невской лавре
-
29.05.2010 20:05Святейший Патриарх Варфоломей посетил Эрмитаж, Казанский собор и храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
-
29.05.2010 13:51Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей посетили Никольский Морской собор в Кронштадте
-
28.05.2010 17:15Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил скиты Спасо-Преображенского Валаамского монастыря
-
28.05.2010 12:13Вселенский Патриарх молился за Божественной литургией в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре
-
27.05.2010 20:51Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей прибыл в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
-
27.05.2010 12:40В ходе визита в Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей прибыл в Санкт-Петербург
-
27.05.2010 11:48Предстоятель Константинопольской Православной Церкви отбыл в Санкт-Петербург
-
27.05.2010 11:38Пребывание Святейшего Патриарха Варфоломея в Москве завершилось посещением храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке
-
27.05.2010 10:31Святейший Патриарх Варфоломей посетил Посольство Турецкой Республики в Москве
-
26.05.2010 23:40Предстоятель Константинопольской Православной Церкви посетил Посольство Греции в Москве
-
26.05.2010 21:35Предстоятель Константинопольской Православной Церкви посетил московское подворье Иерусалимского Патриархата
-
26.05.2010 20:09Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей совершил заупокойную литию у гробницы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
-
26.05.2010 18:43Состоялась встреча Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви с представителями греческой общины России и стран СНГ
-
26.05.2010 17:19Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Антиохийское подворье в Москве
-
26.05.2010 16:04В ходе визита в Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Покровский монастырь в Москве
-
26.05.2010 15:13Предстоятель Константинопольской Православной Церкви встретился с мэром Москвы Ю.М.Лужковым
-
26.05.2010 13:07Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Свято-Димитриевское училище сестер милосердия
-
26.05.2010 11:27Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Троицкий собор Данилова монастыря
-
26.05.2010 11:17«Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира». Лекция Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
-
26.05.2010 11:15Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей и выступил с лекцией перед учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
-
26.05.2010 09:13Состоялись переговоры делегаций Русской и Константинопольской Православных Церквей
-
25.05.2010 16:01Состоялась встреча Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым
-
25.05.2010 13:59Предстоятель Константинопольской Православной Церкви поклонился святыням соборов Московского Кремля
-
24.05.2010 22:01В День славянской письменности и культуры Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей присутствовали на концерте в Государственном Кремлевском дворце
-
24.05.2010 18:06После Божественной литургии и торжественного открытия Дней славянской письменности и культуры Святейшие Патриархи Варфоломей и Кирилл посетили Зал церковных соборов и музей храма Христа Спасителя
-
24.05.2010 16:09Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном открытии Дней славянской письменности и культуры
-
24.05.2010 15:09Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей обратились к участникам торжественного открытия Дней славянской письменности и культуры
-
24.05.2010 13:25Святейшие Патриархи Кирилл и Варфоломей возглавили праздничное шествие к стенам Московского Кремля
-
24.05.2010 13:10Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя 24 мая 2010 года
-
24.05.2010 13:03В день Святого Духа и праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме Христа Спасителя
-
23.05.2010 19:14Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил московское Подворье Александрийской Православной Церкви
-
23.05.2010 16:02Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей почтил память почивших Патриархов Алексия I и Пимена
-
23.05.2010 16:00Святейший Патриарх Кирилл: «Дай Бог, чтобы до скончания века никакие человеческие обстоятельства не разрушили самого главного, что есть в Православии, – единства вокруг Святой Трапезы».
-
23.05.2010 13:31В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл благословили паломников с балкона Патриаршей резиденции Троице-Сергиевой Лавры
-
23.05.2010 13:20Слово Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
-
23.05.2010 13:00В праздник Пятидесятницы Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей совершили торжественное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре
-
22.05.2010 17:00Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей прибыл с визитом в Русскую Православную Церковь
-
19.05.2010 14:5922–31 мая 2010 года состоится визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь