Print This Post

2 апреля 2010 года, в пятницу Страстной седмицы, Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Великий пяток в Скорбященском храме на Большой Ордынке председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя. Владыке Илариону сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых), клирики Скорбященского храма.

В архипастырском слове по завершении богослужения митрополит Иларион сказал:

«»Ныне ли о любви? » – этими словами начал свою проповедь в Великий пяток перед святой Плащаницей святитель Филарет, митрополит Московский. И действительно уместно ли говорить о любви, когда мы слышали о том, как Господа нашего и Спасителя безвинно предали на смерть? И вместе с тем именно это событие является величайшей вестью о любви, которая когда-либо прозвучала для человечества, потому что Господь Иисус Христос взошел на Крест из любви к человечеству и каждому человеку. Его тело страдало, страдала душа Его, но, переполненный любовью, Он молился о Своих распинателях так же, как на Тайной вечери за несколько часов до этого молился за Своих учеников.

Невозможно было для Бога любить человека и при этом не пострадать за него; невозможно было, видя человеческое страдание, сохранять дистанцию и помогать только издалека. Бог восхотел по Своей неизреченной любви войти в гущу человеческой жизни, воспринять на себя человеческое страдание не только физическое, но и духовное – не только муки, которые претерпевал Спаситель на Кресте, но и то неизреченное мучение, которое испытывает человек, когда ему кажется, что Бог оставил его.

Через все это Господь прошел из любви к нам для того, чтобы мы научились от Него этой любви, для того, чтобы мы питались духовно от источника жизни, каковым стал для нас живоносный гроб Его. Те, кто следовал за Христом в эти минуты, шли за Ним, потому что любили Его. Каждый из них любил Его по-своему, и не все смогли устоять перед испытанием этих последних часов: кто-то по слабости или немощи отошел и стоял в отдалении, кто-то отрекся от Спасителя. Но при Кресте Иисуса стояли женщины, которые следовали за Ним и которые не боялись, что кто-нибудь скажет: вот, они последовали за этим преступником. Здесь же стоял любимый ученик, который не испугался того, что в нем признают одного из последователей Иисуса. При Кресте стояла Божия Матерь, которая вместе со Своим Сыном должна была пройти этот путь страданий до конца.

Господь Иисус Христос любил Свою Пречистую Матерь, и Пресвятая Богородица любила Своего Сына – мы об этом знаем из опыта Церкви, которая прославляет Пресвятую Богородицу как Вместилище Невместимого. Образ Богоматери с Младенцем на руках, который мы найдем во множестве списков во всяком православном храме, является безмолвным свидетельством той любви, которую имела Пресвятая Богородица к Своему Сыну. И вместе с тем Пресвятая Богородица всегда понимала, что Его миссия и Его служение – выше человеческих чувств. Ее человеческая материнская любовь переплавлялась в этом горниле любви божественной, чтобы уступить место сознанию того, что Она служит человечеству вместе со Своим Сыном.

И Господь Иисус Христос, несомненно, любил Свою Пречистую Матерь. Но для Него служение людям и подвиг любви по отношению ко всему человеческому роду был превыше этой родственной любви. Поэтому, когда один раз Матерь и сродники по плоти пришли для того, чтоб увидеть Его, Он сказал, указав на Своих учеников и на тех, кто слушал Его слова: Вот матерь Моя и братья Мои (Мк. 3. 34).

Пресвятая Богородица последовала за Спасителем на Голгофу, и Господь позаботился о Ней, вверив Ее Своему ученику; но Господь позаботился и об ученике, вверив его Своей Пречистой Матери, а вместе с ним он вверил Ей и все человечество, усыновив его Богородице для того, чтобы Она, потеряв Своего Сына по-человечески, приобрела всех людей в Свои сыновья и дочери.

Пресвятая Богородица вместе со Своим Сыном прошла путь страданий, стала участницей Его искупительного подвига. Ее сердце было пронзено стрелами, и мы слышим в песнопениях Страстной седмицы и в каноне «О Распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы», который только что читался перед святой Плащаницей, о тех глубоких материнских, человеческих чувствах, которые Пресвятая Богородица испытывала, стоя у Креста Своего Сына. Но и эти чувства Она принесла в жертву самому главному – служению Богу.

Сегодня, прославляя Спасителя, умершего ради всего рода человеческого, умершего за наши грехи, мы не можем не прославлять вместе с Ним и Его Пречистую Матерь, потому что и Она стала соучастницей в деле нашего спасения. Богородица сегодня молится о всех людях, предстательствует о каждом из нас так, как стояла Она перед Крестом Христовым. Скорбь, которую Она испытала тогда, вместила в себя скорбь всякого человека; пройдя весь путь вместе со Своим Сыном до конца, преодолев в себе все человеческое, Она стала вместе с Ним соучастницей нашего спасения.

Поклоняясь священному гробу нашего Спасителя, будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам претерпевать все выпадающие на нашу долю страдания и помнить о том, что мы не одиноки, что Господь претерпел гораздо большие страдания для того, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие и Его помощь. Поклоняясь этому священному гробу, будем молиться также Пресвятой Богородице, чтобы Она помогала нам быть достойными сыновьями и дочерьми нашего Господа и Спасителя. И да поможет нам Господь провести оставшиеся до праздника Святой Пасхи часы в трезвении и молитве, а сам праздник Воскресения Христова встретить, как подобает христианам: в храме Божием за Божественной литургией, причащаясь Святых Христовых Таин, соединяясь со Христом духовно и телесно и совоскресая вместе с Ним так, как мы сейчас соумираем вместе с Ним».

Служба коммуникации ОВЦС