Print This Post

Ваше Святейшество, глубокочтимый Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые представители армянского государства и общественности!

С великой радостью и теплыми чувствами я ступил ныне на благословенную и многострадальную армянскую землю, освященную трудами святителя Григория, Просветителя Великой Армении, обагренную кровью мучеников за веру Христову, возделанную многими поколениями братского армянского народа.

Как Предстоятель Русской Православной Церкви хочу от лица всех ее верующих засвидетельствовать глубокое уважение духовной традиции и культуре вашего народа. Его история уходит своими корнями вглубь тысячелетий, а его культура дала миру бессмертные произведения литературы и искусства, памятники архитектуры и самобытную религиозную письменность.

Каждый, кто приезжает в Армению, получает неизгладимое впечатление, лицезрея ее главный символ – священную гору Арарат, на которой остановился после потопа ковчег праотца Ноя. И я сегодня с душевным трепетом ощущаю, что в этой земле буквально каждый камень является безмолвным свидетелем великих и славных свершений, подвигов и трудов, оказавших прямое влияние на ход истории всего человечества.

Христианство, укоренившееся в Армении благодаря трудам святых апостолов Варфоломея и Фаддея, открыло новую страницу в истории армянского народа. Опираясь на высокоразвитую культуру, науку и устоявшуюся государственность, оно уже в 301 году по Рождестве Христовом было провозглашено царем Трдатом III верой всех армян. Христианскую веру в народе неустанно утверждал своими миссионерскими трудами великий святитель Христов Григорий Просветитель. Армянская земля тогда обильно орошалась кровью мучеников, которая, по словам Тертуллиана, «есть семя христианства». Мученический подвиг святых дев Рипсимии и Гаиании, называемых в Армении Рипсимэ и Гаянэ, способствовал чудесному обращению ко Христу царя Трдата, прежнего гонителя Церкви. Так эти святые своим подвигом засвидетельствовали Божественную правоту евангельских слов: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12. 24).

Армянская Апостольская Церковь на протяжении своей 1700-летней истории приобрела себе право воистину именоваться душой армянского народа. Вера, обычаи и традиции армянского народа сплачивают вокруг Церкви всю его многомиллионную диаспору, рассеянную по всему миру. Значительная часть этой диаспоры проживает в России, Украине и Белоруссии – странах, окормляемых Русской Православной Церковью.

Ваше Святейшество, в первой четверти XIX века началось вхождение Армении в состав Российской империи. Тогда это позволило армянскому народу получить защиту от внешних врагов и иметь возможность для свободного национального развития. С того момента между нами установились добрые и дружественные отношения, которые поддерживаются и поныне.

Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы.

Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы было действенным наше совместное свидетельство миру – миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1 Тим. 6. 12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм христианской жизни.

Мы не имеем права ограничивать историю нашей дружбы достижениями прошлого, и наша цель состоит в том, чтобы передать нашим потомкам опыт и плоды этого сотрудничества, заложив тем самым фундамент будущих отношений, основанных на принципах христианской любви, братства и взаимопонимания. Верю, что тем самым мы не просто создаем правильную модель международных и межцерковных отношений, но и служим делу единства, заповеданного Господом нашим Иисусом Христом.

В заключение я бы хотел еще раз сердечно поблагодарить Ваше Святейшество, всю полноту Армянской Апостольской Церкви за приглашение прибыть на армянскую землю, за возможность поклониться ее древним святыням и ознакомиться с жизнью Вашей Церкви, Вашего великого и славного народа.

Да благословит Господь наше пребывание на армянской земле молитвами святителя Григория Просветителя.