Print This Post

Уважаемый господин Посол! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые дамы и господа! Рад приветствовать вас на конференции, организованной Фондом имени Конрада Аденауэра и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

Весьма ценно, что в дискуссии о проблемах преподавания в средней школе религии и в целом духовно-нравственных предметов  принимают участие священнослужители, представители государственных структур, научных и преподавательских кругов.
Поднимаемая сегодня тема напрямую отсылает нас к одной из актуальнейших проблем – месту духовного и мирского в жизни человека и общества. Именно в этой плоскости разворачивается полемика о моделях устройства социальной системы; отсюда истекают вопросы о правомочности присутствия религиозного измерения в публичном пространстве, в том числе и в светской школе. Для того, чтобы прийти к согласию в этих спорах, необходимо осознать, что материальное существование личности не может быть полноценным без духовной составляющей.

Насильственное подавление присущего человеку религиозного чувства приводит к катастрофическим последствиям. Трагические события истории ХХ века и современные кризисы есть наглядное тому доказательство. Нынешняя парадигма построения общественной жизни в тех странах, где господствует секулярное мировоззрение, не способствует активному проявлению духовного начала в жизни общества, в частности, участию религиозных структур в формировании ценностной базы и моральных ориентиров человека. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для возникновения в обществе пессимистических настроений, развития пороков и подрыва традиционных ценностей. Данное обстоятельство побуждает Церковь и традиционные религиозные общины, чувствующие свою ответственность за судьбы человечества, все настоятельнее поднимать вопрос о путях преодоления духовно-нравственного кризиса.
Многие проекты социального строительства, основанные на материальных устремлениях, сегодня терпят крах. Это дает повод задуматься о том, что религиозная мотивация должна занять достойное место в стратегиях общественного развития. Голос совести и правды всегда будет оставаться сдерживающей силой, не позволяющей чувствам вседозволенности, алчности и несправедливости разжигаться в душах людей. Важно, чтобы нравственно ориентированное поведение человека закладывалось в период становления личности. На мой взгляд, это является важным основанием в пользу присутствия духовно-нравственных дисциплин в системе светского школьного образования.

В современном мире набирают обороты глобализационные процессы. Происходит сближение народов и развитие активного сотрудничества между ними, в то же время интенсифицируются потоки миграции, вызывающие смешение культур. Такие процессы особенно характерны для европейских стран. Перед их коренным населением все чаще встает вопрос о сохранении собственной идентичности. Хотел бы напомнить, что национальное самосознание определяется культурой конкретного народа, и, прежде всего, ценностными установками той религии, которую он исповедует. Отказ от своих традиций и выведение их за периферию общественного бытия глубоко подрывает жизненные силы нации. Поэтому укрепление основ государственности должно неизменно сопровождаться полноценным свидетельством подрастающему поколению о религиозной традиции. Кроме того, убежден, что лишь осознавая принадлежность к своей духовно-культурной традиции, человек может вести равноправный и взаимоуважительный диалог с представителями других вер и национальностей.

В Европе и, в частности, в Германии преподавание духовно-нравственных предметов является распространенной практикой, хотя вокруг нее и разворачиваются острые дискуссии. Отрадно, что и в нашей стране после долгого перерыва религиозное образование возвращается в школьную систему. Уверен, что это начинание будет приносить добрые плоды, послужит упрочению нравственных основ российского общества, развитию межнационального и межрелигиозного диалога и соработничества, и, несомненно, укрепит устои государства.

Сейчас перед Русской Церковью и традиционными религиями России стоит важная задача содействовать формированию системы школьного преподавания знаний о духовно-нравственной культуре на высоком профессиональном уровне. Так мы сможем доказать полезность предпринимаемых нами на протяжении многих лет усилий, убедить критиков и сомневающихся в ценности данной инициативы. Уверен, что сегодняшняя конференция внесет вклад в это дело.

Хотел бы поблагодарить Фонд имени Конрада Аденауэра за оказанную поддержку в организации и проведении нынешнего мероприятия. Отрадно осознавать, что Фонд разделяет позицию Русской Церкви и традиционных религиозных общин России о необходимости преподавания религии в государственной школе.

Желаю всем участникам конференции интересной и плодотворной работы.