«Церкви был дарован Предстоятель, которого требовало наше тревожное время». Интервью архиепископа Волоколамского Илариона интернет-порталу «Интерфакс-религия»
– Какие самые яркие и очевидные перемены произошли в Русской Православной Церкви после 1 февраля 2009 года?
– Избрание и интронизация Святейшего Патриарха Кирилла стали, безусловно, важнейшими событиями жизни Русской Православной Церкви в минувшем году. Изволением Духа Святого и избранием Поместного Собора Церкви был дарован Предстоятель, которого требовало наше тревожное время, время стремительных перемен, ежедневно появляющихся вызовов.
Сегодня перед нашей Церковью стоит беспрецедентная задача научить деятельной вере во Христа людей, уже слышавших о Нем, но не научившихся слушать Его, привести номинальных христиан к полноценной жизни во Христе. Эта задача требует от всей Церкви максимальной отдачи сил, творческого и подчас критического осмысления того, что удалось либо не удалось сделать в прошлом, плодотворного размышления о том, что надлежит делать в будущем. Особая ответственность в этих условиях возлагается на тех, кому в Церкви доверено дело управления. Потому что цена ошибки, неверной оценки ситуации, неверного и нерационального приложения сил может быть катастрофически высокой.
Поэтому одним из первых деяний Святейшего Патриарха Кирилла стало преобразование церковного управления в соответствии с требованиями времени. Были созданы новые Синодальные учреждения и уточнены сферы компетенции уже существующих, появилось Межсоборное присутствие, была создана общецерковная аспирантура и докторантура, продолжается реорганизация епархиальной и приходской жизни.
Если говорить о тенденциях, то думаю, что все дальнейшее развитие церковной жизни будет протекать именно в свете той задачи, о которой я уже сказал. Всем нам надлежит свидетельствовать о Христе ближним и дальним – тем, кто не знает Его, и тем, кто, быть может, забыл о Нем.
– Какое самое главное событие первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла Вы могли бы выделить?
– Среди весьма важных событий прошедшего года я назвал бы посещение Патриархом Украины, где он возглавил соборную молитву в общей сложности сотен тысяч людей. Эта молитва стала свидетельством приверженности наших народов великому делу хранения богозаповеданного единства Церкви – единства, превосходящего земные границы и разделения и соединяющего людей разных национальностей и политических предпочтений в единую общину веры – православный народ.
Весьма важным было посещение Святейшим Патриархом древнего Константинополя. По традиции, после возведения на Первосвятительский престол Патриарх посещает все Поместные Православные Церкви в соответствии с их порядком в диптихах. Визитом в Константинополь открылась чреда таких посещений. Можно сказать, что этот визит открыл и новую страницу как во взаимоотношениях Константинопольского и Московского Патриархатов, так и в межправославном сотрудничестве в целом.
Вообще, о многом можно сказать, отвечая на ваш вопрос, – о том, что голос Церкви все отчетливее звучит в обществе, о ставших за это время традиционными встречах Святейшего Патриарха с молодежью в разных городах, о дальнейшем налаживании взаимопонимания с государственной властью стран канонической территории Московского Патриархата, о наметившемся сдвиге в вопросе преподавания знаний о религии в российской светской школе, о решении вопросов пастырского окормления военнослужащих. Думаю, написание истории переживаемого нами времени будет очень непростой задачей для церковных историков будущего именно по причине широчайшего разнообразия деятельности Предстоятеля нашей Церкви.
– Поделитесь, пожалуйста, главным личным впечатлением от непосредственного общения с Патриархом Кириллом за этот год либо впечатлением от его публичных выступлений, проповедей. Какие слова Патриарха Вам запомнились больше всего?
– Мне вспоминаются слова Святейшего Патриарха, произнесенные им ровно год назад, в день интронизации: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием». Думаю, что все, кто находится рядом с Патриархом, и я в их числе, могут свидетельствовать: эти слова были пророческими, и сегодня они осуществляются в его жизни. Пожалуй, это главное личное впечатление от повседневной работы с ним.