Print This Post

24 ноября 2013 года, в неделю 22-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирик Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

В этот день за богослужением в исполнении Московского синодального хора под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова прозвучали песнопения на музыку П.И. Чайковского. «Литургия святителя Иоанна Златоуста» (1878 г.) – наиболее значимое творение из духовных произведений композитора. После смерти композитора в ноябре 1893 года Синодальным хором была установлена традиция ежегодного исполнения песнопений написанной П.И. Чайковским «Литургии».

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в евангельском чтении мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали рассказ Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине, который сжалился над человеком, попавшим в руки разбойников. Самарянин довез его до гостиницы, заплатил за медицинские услуги и сделал все необходимое для того, чтобы спасти человека, мимо которого равнодушно прошли священник и левит (см. Лк. 10. 30-37). Эту притчу Спаситель произнес в ответ на вопрос законника: «Кто есть мой ближний?» В ней Господь напоминает, что наш ближний − это необязательно кто-то близкий по степени родства или сослуживец, сотрудник; иногда ближним может оказаться, казалось бы, случайный человек, которого Господь посылает нам для того, чтобы мы оказали ему помощь. Ближним нашим является всякий человек, который нуждается в нашей помощи.

У нас, как правило, есть разные возможности помочь ближнему. Мы можем посадить его на своего осла и довезти до гостиницы, заплатить врачам или сделать еще что-то, что в наших силах. Но бывает так, что у нас нет ни осла, ни денег на медицинские услуги, и тогда нам кажется, что помочь человеку мы уже ничем не сможем. Между тем, даже если мы не в силах оказать нуждающемуся помощь в материальном плане, то всегда можем помочь ближнему духовно: нашим сочувствием, словом утешения и горячей молитвой.

Ведь неслучайно Церковь заповедует нам молиться друг за друга. Вся Божественная литургия, все ее молитвы, все ектеньи, которые произносятся диаконами, содержат в себе молитвы именно о церковной общине, – не только о каждом ее члене в отдельности, но и о всех нас как едином теле Христовом, в котором, если один член страждет, то страждут и все члены, если один член радуется, то радуются вместе с ним и остальные члены, по слову апостола Павла (см. 1 Кор. 12. 22-27).

Святая Церковь через эти молитвы, через опыт совместного приобщения к единому Хлебу и единой Чаше Христовой научает нас тому, что мы являемся единым телом, а значит, не можем остаться равнодушными, если кто-то из членов этого общего тела страждет, не можем пройти мимо наших ближних, находящихся в беде.

Господь Иисус Христос создал Церковь как совершенно особое сообщество людей, и люди эти связаны не какими-то долговыми обязательствами или корыстными соображениями. А ведь как часто именно на этих основаниях создаются различные человеческие союзы или партии, когда люди объединяются ради достижения какой-либо политической, экономической, коммерческой цели. Но не ради таких целей мы приходим в церковь – нас здесь объединяют вовсе не политические взгляды, ибо они могут быть разными, не экономические интересы, которые тоже у многих из нас могут расходиться. Нас с вами объединяет другое: любовь к Господу и проистекающая из этой любви особая сверхчеловеческая, Божественная любовь людей друг к другу. Такая любовь основывается не на родственных чувствах или неких корыстных соображениях, она не носит характер естественной любви, какую мы проявляем по отношению к любящим нас людям, к тем, кто помогает, благодетельствует нам, − она проистекает от благодати Божией, получаемой нами в храме через молитву и через причащение Святых Христовых Таин.

Когда Господь открывает нам духовные очи, мы по-новому начинаем видеть окружающих людей. Мы, может быть, и замечаем их недостатки, но те не заставляют нас любить людей меньше, ибо мы понимаем, что каждый человек страдает той или иной болезнью и все мы нуждаемся в исцелении. Словно пациенты, пришедшие в лечебницу и сидящие в очереди в разные врачебные кабинеты, потому что у каждого своя болезнь и своя беда, мы, тем не менее, находимся в одном здании, и собрались мы в нем потому, что все ощущаем себя нуждающимися в исцелении. И мы знаем, что исцеление подает нам единый Врач – Сам Господь Иисус Христос, Который через Свои спасительные Таинства врачует нас от разных болезней.

Исцеление может приходить к нам через разных священников, в разных обстоятельствах, через различные Таинства, потому что многоразличным и многообразным образом действует Господь Своей Божественной благодатью. Мы знаем одно: ни один человек, который пришел в храм, участвует в церковных Таинствах, причащается Святых Христовых Таин, не уходит отсюда неисцеленным.

И даже если люди порой не находят в себе ни сил, ни возможностей для того, чтобы того или иного человека возложить на осла, отвезти и передать в руки врачей и заплатить за врачебные услуги, у Господа Самого есть очень много способов помочь людям и спасти их. Но наше неравнодушие к ближнему должно заключаться в молитве друг за друга, ведь очень часто мы бываем не в силах помочь кому-то физическими и материальными средствами, но при этом всегда имеем возможность помочь всякому человеку своей молитвой.

Мы должны молиться друг за друга не потому, что Бог не помнит о том или ином страждущем человеке или нуждается в нашем напоминании – Бог никогда ни о ком не забывает – но потому, что Он хочет, чтобы мы помогали друг другу, думали и любили друг друга, чтобы наша забота о ближних выражалась не только в физических действиях, но и в молитве. Вот почему мы молимся за Божественной литургией не только за себя, но и за наших ближних, вот почему возносим молитвы о мире всего мира, о страждущих, скорбящих, путешествующих – о всех, кто особым образом нуждается в Божией помощи. И мы верим, что эта молитва помогает нам, как помогает нам на жизненном пути и участие в церковных Таинствах.

Когда Господь призывает нас в храм на богослужение, когда церковный колокол возвещает нам каждое воскресное утро, что скоро начнется Божественная служба, это звучит не как призыв уйти от мира, забыть об окружающих нас людях. Это призыв прийти к Господу и всю нашу земную жизнь со всем, чем она для нас наполнена, со всеми людьми, что нас окружают, предать в руки Божии. Вот почему каждая ектенья заканчивается удивительными словами: «…И весь живот наш (то есть жизнь нашу) Христу Богу предадим».

Мы предаем Христу Богу всю нашу земную жизнь, всех окружающих нас людей и просим, чтобы Сам Господь помог каждому из нас в наших жизненных обстоятельствах, в наших трудностях, работе, семейной жизни, просим, чтобы Господь помогал и нашим ближним.

Эта цепь неразрывно связывает всех людей, – как живущих на земле и относящих себя к единому телу Церкви Христовой, так и тех, кто перешел уже в жизнь иную. Вот почему мы молимся не только о здравии, но и об упокоении. Мы приносим записки не только с именами наших близких, еще живущих на земле, но и с именами тех, кто уже отошел в иную жизнь, ибо знаем, что они тоже нуждаются в молитве, исцелении и прощении грехов. Как человек, пострадавший от рук разбойников, они тоже нуждаются, чтобы кто-то посадил их на своего осла, отвез к врачу, заплатил его долги, потому что люди, как правило, переходят в жизнь иную, отягощенные своими грехами и долгами. Вот почему, когда человек умирает, члены Церкви собираются вокруг его тела для того, чтобы вознести о нем молитву, испросить у Господа отпущение его грехов.

Не будем считать такую молитву тщетной, ибо Господь – Судья живых и мертвых − выносит окончательный приговор каждому человеку, но при этом слышит и наши молитвы, учитывает то, что человек может сказать Ему о других людях – своих ближних. Поэтому Он ждет, что мы будем молиться друг за друга – за живых и за усопших. Господь желает, чтобы каждый из нас держался за другого, чтобы и в этой земной жизни, и в будущем веке нас поддерживали неразрывные нити, связующие нас с Богом и друг с другом через Церковь Христову.

Вот о таком милосердии и любви к ближним Господь напоминает нам в сегодняшней притче. Об этом напоминает нам и Церковь за каждой Божественной литургией, в каждой ектенье: мы являемся единым Телом Христовым и связаны друг с другом не потому, что этого захотели, а потому, что Господь повязал нас единой нитью, уловил нас в одну сеть, из которой никто не должен выпасть, ибо все мы надеемся достигнуть Царствия Небесного и все вместе в нем пребывать. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС