Print This Post

18 августа 2013 года, в неделю 8-ю по Пятидесятнице, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь Иисус Христос после того, как много поучал народ в пустыне, увидел, что люди взалкали — захотели есть (см. Мф. 14; 14-21). Когда Спаситель захотел накормить их, апостолы сказали Ему, что имеется всего лишь пять хлебов и две рыбы. Господь велел рассадить народ рядами, благословил хлеб и рыбу, и апостолы начали раздавать пищу народу. Чудесным образом эта пища в их руках умножалась: ее стало столько, что хватило на весь народ и еще осталось двенадцать коробов того, что люди не смогли съесть.

Это чудо, которое Господь повторил, по крайне мере, еще раз, прежде всего, свидетельствует о том, что людям, которые идут за Христом и на первое место ставят следование слову Божию, прилагаются и те материальные блага, которые необходимы для того, чтобы жить на этой земле. Разница между людьми бывает, как правило, в целеполагании, в том, ради чего они живут. Есть такие, кто говорит, что живет для того, чтобы заработать много денег. Вся жизнь их строится по принципу все большего приобретения. Они оказываются настолько зависимыми от материальных благ,  что если вдруг по каким-то причинам не то что бы им стало не хватать хлеба или рыбы, но просто  ухудшилось или поколебалось финансовое положение, для этих людей пропадает всякий смысл жизни.

Нет объективного критерия богатства и бедности. Есть люди, обладающие огромным состоянием, которые, если теряют часть его, ощущают, что для них уже жизнь не в радость, что она не имеет смысла. С другой стороны, есть люди, которые способны довольствоваться очень скромным материальным достатком, и жизнь им в радость, потому что наполнена присутствием Божиим. Если человек главной целью своей жизни ставит стяжание даров Святого Духа, по слову преподобного Серафима Саровского, а не стяжание материальных благ, тогда материальные блага — то, что необходимо ему для жизни — естественным образом прилагаются, как Господь и говорил Своим ученикам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6; 33).

Опыт многих людей из многих поколений, которые целью своей жизни сделали следование за Христом, показывает, что материальная составляющая жизни, во-первых, вторична, а во-вторых, так или иначе прилагается без каких-либо особых усилий. Она прилагается человеку для того, чтобы он мог спокойно и беспрепятственно исполнять свое служение. И происходит это чудо со многими из нас: имеющиеся в наших руках скудные запасы чудесным образом умножаются, и вопреки очевидности, материальным и иным факторам Господь дает нам все необходимое для жизни − дает так, что у нас остаются избытки, которыми мы можем поделиться с другими людьми.

Господь Иисус Христос учит нас Своими словами, делами, чудесами, чтобы мы, прежде всего, следовали за Ним, чтобы в первую очередь заботились об исполнении Его заповедей и жизнь свою воспринимали как служение Ему. Он научает нас чудесами и примерами, что все остальное будет прилагаться нам без особого нашего труда: чудо умножения хлебов будет продолжаться в нашей жизни, в жизни многих и многих других христиан.

Но есть еще один хлеб, которым Господь питает нас из Своих собственных рук. Этим хлебом является Его святое Тело, которое Он на Тайной вечери преломил, раздал Своим ученикам и сказал: «Сие есть Тело Мое», а затем взял чашу, благословил и сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета» (см. Мф. 26; 26-28). Чудо умножения хлебов совершается здесь, в церкви, всякий раз, когда мы приходим на Литургию для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Таинственным образом материальный хлеб, который испекли человеческие руки, становится Телом Христовым, и материальное вино, которое создано человеческим трудом, становится Кровью Христовой по молитве священника, по нашей молитве и действием Святого Духа. Причащаясь этого хлеба и этого вина, мы причащаемся самого Пречистого Тела и самой Честной Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Тогда уже Он питает нас не материальным хлебом или рыбой, но Самим Собой. И эта Божественная пища и это питие утоляют всякий голод и жажду, помогают переносить нам любые испытания, делают нас духовно сильными и способными делиться благодатью, которую мы получаем от Господа, с нашими ближними. В наших руках оказывается чудотворная сила, которую Господь дал апостолам, когда они брали малые хлебы и из них сотворяли великое множество хлебов. Тогда нашими руками совершаются чудеса, благодаря нашим словам и делам многие люди приходят к Богу, и трапеза Господня наполняется все новыми и новыми людьми.

Господь всех нас создал для того, чтобы мы были причастниками Его Божественной трапезы, чтобы мы внутрь себя принимали Бога. Господь создал нас для того, чтобы Он Сам мог жить в нас и действовать через нас так, как действовал Он через Своих апостолов. Каждого из нас Он призвал к апостольскому служению раздаяния хлебов.

Будем соработниками Господу в этом Его делании, которое, однажды начавшись, никогда не прекращается. Будем такими членами Церкви, которые достойно и по праву носят звание христианина, потому что не только пассивно участвуют в церковной жизни, приходя в храм, чтобы получить те или иные духовные блага, но активно принимают участие в возложенной Господом на апостолов миссии, участвуют в созидании Церкви как Тела Христова, способствуют тому, чтобы новые и новые члены прилагались к нему, чтобы все новые люди вставали на путь ко спасению.

В этот воскресный день, когда мы предпразднуем Преображение Господне, будем благодарить Господа за то, что Он сделал нас причастниками Своей трапезы, даровал нам этот неизреченный хлеб, который утоляет наш духовный голод, и неизреченное питие, которое утоляет нашу духовную жажду.

Будем просить у Господа, чтобы Он давал нам силы быть Его апостолами и учениками, чтобы и нашими руками творились чудеса в этом мире. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС