Print This Post

7 мая 2013 года, во вторник Светлой седмицы и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. После Божественной литургии был совершен крестный ход.

Затем митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

 «Христос Воскресе!

В дни Светлой пасхальной седмицы каждый день совершается Божественная литургия; мы не закрываем Царские врата в знак того, что Царство Божие отверсто для каждого человека, который пожелает последовать за Христом.

Сегодня за богослужением мы слышали рассказ из Евангелия от Луки, который читается несколько раз в год на воскресной утрене, — о том, как два ученика шли в селение Эммаус вскоре после воскресения Христова. Им встретился путник, с которым они начали говорить о том, чем в эти дни были озабочены, о чем  думали, переживали. Они рассказывали, что был такой Праведник, который учил Царствию Божию, совершил много чудес, но иудеи распяли Его, Он умер, был погребен и вроде бы Его земная история закончилась, но вот какие-то женщины стали говорить, что Он воскрес. Все это говорилось с такой неуверенностью, с таким сомнением, с какими-то внутренними колебаниями, что евангельский рассказ, передающий речь этих учеников, свидетельствует нам, что ученики были смущены, находились в растерянности. Они не знали, что их ожидает, что им дальше делать.

И вот этот Путник, в котором они не признали воскресшего Иисуса, начал говорить им все то, что говорил во время Своей земной жизни, только, надо полагать, в сокращенной форме: о том, что все это предсказывали пророки, чтоо пришествие Христа в мир было частью промысла Божия о спасении человечества. И чем дольше они слушали, тем больше их сердца воспламенялись, но они все никак не могли поверить, что рядом с ними находится воскресший Господь. И только когда они пришли в дом, сели за трапезу и Господь преломил хлеб, как Он часто делал, тогда в этом знакомом жесте они узнали Иисуса. В тот момент, когда их очи открылись и они поняли, что Путник, который шел с ними по пути, был Сам воскресший Господь, Он сделался для них невидим.

Этот рассказ говорит нам о том, что происходило в душах и сердцах учеников Спасителя после Его смерти и воскресения. Они не сразу и не все могли поверить в то, что Христос воскрес. Когда первые из увидевших Спасителя начинали об этом рассказывать, то им не верили, как Фома, который сказал: «Не поверю, пока сам не увижу, пока не прикоснусь к Его Телу, пока не увижу раны на Его Теле» (см. Ин. 20. 25).

В каком-то смысле это естественно для человека — он хочет во всем убедиться сам. Человеку бывает трудно поверить во что-то со слов других людей. Есть в нас какой-то врожденный инстинкт, который требует проверять все на собственном опыте. Мы это можем заметить по маленьким детям, которых взрослые пытаются воспитывать и надеются на то, что если они что-то скажут, то дети это услышат и примут к сведению. На самом деле до тех пор, пока ребенок сам не попробует, он не убедится в истинности наших слов. Если мы скажем, что огонь горячий и не надо близко подходить к нему, то до тех пор, пока ребенок сам не подойдет и не почувствует это, он нам не поверит.

Все взрослые в какой-то степени как дети: всегда хочется проверить самим, пощупать, потрогать, увидеть своими глазами. Только тогда они убеждаются в истинности слов другого. Вот почему иной раз наша проповедь с таким трудом доходит до сердец людей. Мы свидетельствуем им о собственном опыте, рассказываем, что прочитали в священных книгах, но каждому человеку нужно самому пережить то, что переживали ученики Спасителя, и в своем внутреннем сердечном духовном опыте удостовериться в том, что Христос воскрес.

Нет никакого механизма, который позволял бы привить людям убежденность в том, что воскресение Христово – это не какая-то легенда, не некий миф, не красивая сказка из прошлых времен, а реальность, которая имеет отношение к жизни каждого человека. И только постепенно входя в Церковь, человек начинает осознавать истину воскресения Христова. Сам Господь ведет человека, и тот, еще, может быть, не осознавая этого, вдруг чувствует, что сердце его начинает гореть, начинает откликаться на то, что он слышит и видит в Церкви. Человека начинает тянуть в Церковь все больше и больше. Он еще мало что понимает, но ему хочется все самому узнать, все попробовать, пощупать и понять, действительно ли Христос воскрес, действительно ли люди в Церкви молятся Тому, Кого знают, а не Тому, в которого они поверили, потому что в этом их кто-то убедил или кто-то им об этом рассказал.

Конечно, самый действенный способ соединиться с Господом и узнать Его – это причащение Святых Христовых Таин. Неслучайно два ученика именно в преломлении хлеба признали Господа Спасителя. Прибегая к Таинству Святого Причащения, мы внутрь себя принимаем Тело и Кровь Спасителя. Тогда таинственным и неизреченным образом нам открывается, что Господь внутри нас и среди нас, что Царствию Его не будет конца.

Таинство Святого Причащения является самым сильным и самым действенным средством нашей миссионерской проповеди. Мы знаем, что когда Церковь была гонима, когда любая церковная деятельность — благотворительная, миссионерская, просветительская, социальная или иная — была запрещена  и у Церкви оставалась только Евхаристия, которую совершали немногие не поколебавшиеся в вере люди вместе со своими немногими оставшимися в живых священниками, то именно Евхаристия сохраняла Церковь в течение этих долгих и трудных лет. Именно Евхаристия помогала людям не забывать о том, что Бог существует, и продолжать жить той верой, которую открыли в себе апостолы после воскресения Христова, — верой в то, что Христос воскрес и что Он пребывает среди нас.

В дни пасхальной седмицы Евхаристия совершается каждый день. Каждый день все, кто приходит в храм Божий, видят открытые Царские врата. Каждый день люди слышат слова Спасителя, обращенные к каждому приходящему в Церковь: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28). Эти слова обращены ко всем, кто находится в храме Божием. Кровь Христова за вас и за многих была пролита, и Тело Христово преломляется за вас — за всех, кто пришел в храм.

Когда выходит священник и диакон с чашей, и мы слышим слова: «Со страхом Божиим и верою приступите»,  — эти слова опять же обращены к каждому из нас.

Я сегодня возрадовался, видя, что почти все, кто присутствовали в храме, причастились Святых Христовых Таин. Так это и должно быть на пасхальных Литургиях. Конечно, когда в пасхальные дни мы готовимся к Святому Причастию, то мы не постимся, потому что постились весь Великий пост. Весь Великий пост готовил нас к празднику Святой Пасхи, а на Светлой седмице мы причащаемся во всякий день, когда пожелаем, когда душа или сердце приведет нас в Церковь Божию.

Если кто-то когда-то вам скажет — даже священник — что на Светлой седмице причащаться нельзя, потому что поста нет, то не слушайте его. Если бы нельзя было причащаться, то Литургия бы не совершалась, как в Великом посту по понедельникам, вторникам и четвергам Литургия не совершается: мы постимся, но не причащаемся, потому что каемся. А в пасхальные дни мы радуемся воскресению Христову. Мы живем по словам Спасителя, Который сказал: «Не могут печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених» (Мф. 9. 14-15).

В эти дни церковный Жених особым образом пребывает с нами, поэтому все, кто могут, кто желает, у кого есть силы, время, возможность, в пасхальные дни приходите в храм Божий и причащайтесь Святых Христовых Таин, соединяйтесь со Христом, и тогда Господь так же, как этим двум сомневающимся и колеблющимся ученикам, будет открывать нам душевные и духовные очи, будет давать нам крепкую и твердую веру и уверенность в том, что Он воскрес, что Своим воскресением Он победил смерть и что благодаря Своему крестному страданию, смерти и воскресению весь человеческий род Он искупил и всем нам даровал Царство Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС