Архиепископ Волоколамский Иларион: «Народ, прислушивающийся к голосу Церкви, способен выстоять в любых испытаниях»
7 ноября 2009 года в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Вести» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы, касающиеся взаимосвязи церковной и государственной истории России.
Архипастырь подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда оказывала огромное влияние на частную и общественную жизнь людей. «По сути дела вся жизнь людей в допетровской Руси была проникнута церковным идеалом. Даже те народы, которые не принадлежали Православной Церкви, но жили на территории России, были вовлечены в орбиту этого духовного влияния. Православие пронизывало собой весь быт нашего населения», – сказал архиепископ Иларион.
Влияние Церкви на общество не исчезло даже тогда, когда, по словам председателя ОВЦС, «Петр I первый переформатировал государственно-церковную политику, лишил Церковь Патриаршества, по сути дела превратив ее в один из государственных департаментов».
Упомянув, что в советскую эпоху роль Церкви не просто недооценивалась, а игнорировалась, архипастырь отметил, что в истории России можно найти немало примеров, когда именно Церковь выступала консолидирующей силой для всего народа. «День народного единства, празднуемый 4 ноября – одно из многих славных событий в истории России, когда страна была освобождена от иноземных захватчиков не просто благодаря государственной политике или умелым действиям тех или иных полководцев, а именно потому, что народ сплотился вокруг Церкви и под ее руководством встал на защиту Отечества. Это свидетельствует о большом духовном потенциале нашей страны и о том, что когда народ ориентируется на Церковь и прислушивается к ее голосу, он способен выстоять в любых испытаниях», – засвидетельствовал архиепископ Иларион.
Отвечая на вопрос о том, является ли, с церковной точки зрения, монархия предпочтительной формой государственного правления, председатель ОВЦС напомнил, что в истории любой монархии были как удачные, так и не очень удачные правители, поэтому, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, абсолютизировать эту форму правления и говорить, что Церковь считает ее предпочтительной, не стоит.
Служба коммуникации ОВЦС