В Москве завершился Второй Рождественский фестиваль духовной музыки
22 января 2012 года в Московском международном доме музыки прошел заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля. Хор академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением В.Т. Спивакова исполнили произведения Луиджи Керубини (Реквием до минор) и Иоганнеса Брамса («Песнь судьбы» на текст Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина).
Собравшиеся в Светлановском зале смогли услышать премьерное исполнение написанного в 2008 году произведения «Stabat Mater» для хора и оркестра митрополита Волоколамского Илариона.
В числе почетных гостей на концерте присутствовали Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, епископ Воскресенский Савва, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично присутствовавших приветствовал художественный руководитель фестиваля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. «Наш фестиваль проходит уже во второй раз, и опыт показал, что музыка, которая звучит на концертах в рамках его программы, чрезвычайно востребована. Неслучайно каждый концерт привлекал внимание публики, и за всегда был переполнен. Это свидетельствует о том, что люди тянутся к красоте, тянутся к духовному — к тому, что является традиционным истоком музыкального искусства», – отметил архипастырь.
Владыка пояснил, что фестиваль неслучайно приурочен к Рождественским дням: «Концерты, которые проходят в Доме музыки, являются как бы продолжением рождественских богослужений, и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной Церкви: о том, что Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1. 14), о том, что Бог воплотился и стал человеком. Он не когда-то давно посетил нас, но пришел для того, чтобы оставаться с нами; и сегодня, и всегда Он пребывает среди нас. Его Божественное присутствие наполняет смыслом нашу человеческую жизнь».
«На концертах Второго Рождественского фестиваля прозвучала музыка разных народов и разных эпох: от древнего византийского пения и знаменного распева до произведений русских композиторов XIX века, современных композиторов, американских госпелов, — продолжил митрополит Иларион. — В течение этих двух недель слушатели могли соприкоснуться с очень широким спектром духовного музыкального искусства, искусства, принадлежащего разным народам и одновременно принадлежащего всем народам, потому что язык музыки – это универсальный язык, который понимает всякий человек, имеющий открытое сердце и способный услышать то, что композиторы вкладывали в свои произведения. Желаю помощи Божией всем участникам, всем, кто присутствует на заключительном концерте Рождественского фестиваля. Хотел бы выразить надежду, что в будущем году состоится третий фестиваль, и всех вас мы увидим на его концертах».
Со словами благодарности автору идеи фестиваля, заместителю директора ММДМ О.Ю. Лякиной митрополит Иларион вручил Патриаршую грамоту; он особо отметил творческий подход маэстро В.Т. Спивакова, также являющегося художественным руководителем Рождественского фестиваля духовной музыки.
Отвечая на вопросы журналистов перед началом концерта, митрополит Иларион рассказал, идея написать «Stabat Mater» посетила его еще в 2007 году, когда он работал над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста, — напомнил митрополит Иларион. – Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну – воплотившемуся Богу».
Многочисленные зрители приветствовали аплодисментами исполнение произведений, включенных в программу заключительного концерта музыкального форума. По окончании исполнения «Stabat Mater» хор и оркестр исполнили «на бис» еще одно произведение митрополита Илариона — «На реках Вавилонских», часть симфонии «Песнь восхождения».
Служба коммуникации ОВЦС