Print This Post

13 декабря 2011 года в Салониках, во дворце «Мегаро Мусикис», состоялась презентация греческого издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность». Издание книги было осуществлено при поддержке Афинской Архиепископии, издательского дома «Эн пло» и благотворительного Фонда святителя Григория Богослова.

На мероприятии присутствовали митрополит Фессалоникийский Анфим с представителями клира митрополии, Генеральный rонсул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, члены делегации Русской Православной Церкви, журналисты, представители общественности.

С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Анфим. Он подчеркнул, что настоящая презентация является важным событием, «свидетельствующим об особом отношении братьев из России к греческому народу». Владыка тепло приветствовал митрополита Илариона, прибывшего в Салоники специально для участия в презентации. По его мнению, сотрудничество Православных Церквей России и Греции – это верное следование Божьей воле,  «потому что Бог ждет такого единства». Иерарх выразил особую радость об издании книги Патриарха Кирилла на греческом языке, отметив, что уже  само ее название говорит о ее актуальности.

Далее выступил митрополит Иларион. Владыка рассказал о жизни и трудах Патриарха Кирилла:

«Патриарх Кирилл, в миру Владимир Гундяев, родился в 1946 году в послевоенном и послеблокадном Ленинграде. Его отец и дед были священнослужителями, и оба в советские годы были репрессированы. Дед Патриарха Кирилла прошел через 46 тюрем. Сам Патриарх Кирилл родился в те годы, когда вера в Советском Союзе была гонимой. 1940-50-е годы – послевоенный период, когда гонения продолжались, хотя и несколько ослабли по сравнению с тем, в каких масштабах они осуществлялись в 1920-30-е годы.

Время юности и становления Патриарха как активного члена Церкви совпало с новой волной гонений – теперь уже при Хрущеве, когда была поставлена задача уничтожить Церковь не физически, но идеологически. Если в 30-е годы священнослужителей репрессировали и расстреливали, то в 60-е советская власть нашла другие, более изощренные способы влияния на людей, чтобы они не ходили в Церковь.

Был задан курс на постепенное вымирание Церкви. Советские лидеры, которые искренне верили в то, что коммунистическое общество можно построить за двадцать лет, по всей видимости, столь же искренне считали, что и Церковь может умереть сама по себе, как отживший пережиток прошлого, в течение того же времени. Не случайно лидер Советского Союза Хрущев в те годы объявил, что через двадцать лет покажет по телевидению «последнего попа».

Но поскольку Церковь все никак не умирала, советская власть изобретала все новые и новые способы, чтобы помочь ей исчезнуть. Например, священнослужителей облагали налогами, во много раз превосходящими их доходы. Таким налогом был обложен отец будущего Патриарха Кирилла. Чтобы расплачиваться с этим долгом, он был вынужден взять большие ссуды  у своих родственников и знакомых, и будущий Патриарх, вплоть до того времени, когда он стал архиереем, продолжал выплачивать долги своего отца.

Были и другие способы борьбы с Церковью. Например, подбирались люди, которые поступали в семинарии, некоторые даже становились священниками, а потом им предлагали публично и эффектно отречься от веры в Бога. Протоиерей Александр Осипов, преподаватель Ленинградской Духовной академии, публично отрекся от веры и стал воинствующим атеистом… В таких условиях проходила юность будущего Патриарха.

Судьбоносной для будущего Патриарха стала встреча с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Он в этих труднейших условиях, когда государство сделало ставку на постепенное уничтожение Церкви, прилагал огромные усилия для того, чтобы Церковь не только не умерла, но, наоборот, возродилась. В частности, он убеждал советское руководство в необходимости представления Церкви на международной арене. А для того, чтобы Церковь была адекватно представлена на международной арене, ее должны представлять молодые, талантливые и способные люди.

Этих людей митрополит Никодим сам подбирал из среды духовных семинарий и академий. Он направлял их на несколько лет служения за рубеж, потом они возвращались в Советский Союз, становились архиереями и занимали епископские кафедры, которые освобождались после смерти престарелых архиереев. На эти кафедры советское государство вообще не планировало ставить новых архиереев, потому что был взят курс на постепенное уничтожение Церкви.

Будущий Патриарх Кирилл был одним из таких избранников митрополита Никодима. В совсем еще юном возрасте, когда перед ним стоял вопрос о том, чему посвятить свою жизнь, он пришел к митрополиту Никодиму и задал ему вопрос: поступить на физический факультет университета или в духовную семинарию? Митрополит Никодим сказал, чтобы он поступал в семинарию. Спустя четыре года иеромонах Кирилл окончил восьмилетний курс духовной семинарии и духовной академии и был направлен на служение в Женеву, где провел еще четыре года. А затем вернулся в Россию и в возрасте двадцати восьми лет стал ректором Ленинградской духовной академии и занимал этот пост в течение десяти лет. В этот период Ленинградские духовные школы жили активной жизнью: туда приходили молодые люди, там проводились библейские чтения. Более того, впервые стало возможным обучение девушек и женщин.

Активная деятельность молодого ректора не нравилась властям, и в 1984 году архиепископ Кирилл бы смещен с поста ректора духовной академии и назначен на одну из беднейших архиерейских кафедр – в Смоленск.

Новый этап его жизни совпал с новым этапом в жизни Церкви, которая после семи десятилетий гонений начала выходить из подполья. Тогда государство ослабило тиски, в которых держало Церковь, а потом и само рухнуло, и на месте большой империи образовалось 15 независимых государств. Именно в эту эпоху митрополиту Кириллу было суждено возглавить Отдел внешних церковных связей, который в тот момент являлся главным мозговым центром Русской Православной Церкви. В задачи этого Отдела входила не только разнообразная международная, межхристианская и межрелигиозная деятельность: самой трудной и самой ответственной задачей было выстраивание взаимоотношения между Церковью и государством. По сути дела впервые за несколько веков Церковь оказалась в ситуации свободы. Впервые она оказалась в ситуации, когда никто не навязывал ей сверху готовых решений, а все решения должна была принимать она сама; когда не нужно было вписываться в прокрустово ложе церковно-государственных отношений, которые диктовались государством, но когда она сама оказалась  способной выработать такую модель взаимоотношений с государством, которая обеспечивала бы ей внутреннюю свободу.

Для того, чтобы выработать такую модель, чтобы определить место Церкви в стремительно меняющимся обществе, необходим был колоссальный интеллектуальный и духовный труд. Этот труд был проделан митрополитом Кириллом и командой, которая трудилась под его начальством в ОВЦС.

Одним из плодов этого труда стал документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — беспрецедентный по охвату тем документ, который определяет взаимоотношения Церкви с внешним миром, который дает официальный ответ Церкви на многие современные социальные и нравственные вопросы, в том числе вопросы биоэтики.

Еще одним плодом этого интеллектуального труда стала книга, которую мы сегодня представляем греческому читателю. На этой книге стоит имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, хотя она была написана в те годы, когда Предстоятель Русской Церкви был еще митрополитом. Она охватывает период с 1999 по 2008 годы, то  есть в тот самый период, который предшествовал избранию митрополита Кирилла на Московский Патриарший престол. В этой книге, как в капле воды, отражена история нашей Церкви и наших отечеств в конце XX – начале XXI века».

Книга говорит о вызовах, с которыми столкнулась Церковь после 70-летнего периода богоборческой власти. С точки зрения Патриарха Кирилла, главным из таких вызовов является либеральная секулярная идеология, навязываемая как общеобязательная для всех сфер жизни.

Автор книги убежден, что религия должна отражаться в повседневной жизни человека. «Вера не может быть только лишь интеллектуальным убеждением, не может восприниматься как частное дело конкретного индивидуума, – сказал на презентации книги митрополит Иларион. – Человек не может быть верующим у себя в приходе и дома, но не верующим на работе. Христианство – это образ жизни, а не только образ мыслей». Следовательно, если христианин является общественным деятелем, то его высказывания, поступки должны быть мотивированы христианской верой. Если христианин занимается политикой, то его вера должна проявляться в его политической деятельности. «Никому ничего не навязывая, Церковь, тем не менее, считает необходимым присутствовать на общественном поле. Автор книги – ныне Святейший Патриарх Кирилл – настаивает на том, что либеральная секулярная идеология, в основе своей безбожная, не может восприниматься как общая, обязательная для всех людей», – продолжил митрополит Иларион.

Опасность не в сосуществовании различных мировоззренческих парадигм, а в том, чтобы секулярная парадигма навязывалась бы всему обществу и претендовала на нормативность. «Для религиозного человека свобода не означает вседозволенность. Существует абсолютная шкала нравственных ценностей, источником которой является Сам Бог и Его заповеди. Христиане должны иметь право жить по своим убеждениям, следовательно, либеральный секулярный стандарт не может навязываться, ложиться в основу законодательства, становиться единственным базисом для политического дискурса, влиять на богословие и церковную практику», – подчеркнул председатель ОВЦС.

Патриарх Кирилл в своей книге «Свобода и ответственность» призывает к свободе, которая является не свободой от нравственных заповедей и законов, не вседозволенностью, эгоизмом или гедонизмом. Он призывает к свободе от греха, способствующей духовному возрастанию человека. Митрополит Иларион убежден, что пока продолжается спор между религиозным и секулярным мировоззрением, книга Предстоятеля Русской Церкви будет сохранять свою актуальность. «Надеемся, что этот спор, который, вероятно, будет продолжаться до скончания века, закончится победой правды над ложью и Христа над антихристом», – сказал он.

В завершение мероприятия хор Фессалоникийской митрополии имени святого Иоанна Дамаскина исполнил рождественские песнопения.

Служба коммуникации ОВЦС