Митрополит Иларион: судьба царской семьи неотделима от судьбы всего российского народа
17 июля 2011 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Ему сослужили клирики храма, сотрудники ОВЦС в священном сане, а также настоятель храма святого Иоанна Богослова в г. Кампина-дас-Миссоэнс (Бразилиия) священник Дионисий Казанцев.
За богослужением пел Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
По окончании Божественной литургии владыка Иларион обратился к верующим с проповедью:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС