Print This Post

Частица мощей преподобной Геновефы (Женевьевы) Парижской (+ 512 г.) была торжественно передана 1 июля 2010 года Корсунской епархии для храма Русской духовной семинарии во Франции. Церемония передачи мощей состоялась в католическом кафедральном соборе святого Макловия города Понтуаза, сообщает 7 июля пресс-служба Корсунской епархии. Епископ Понтуазский Жан-Ив Риокре (Римско-Католическая Церковь) передал средневековый мощевик архиепископу Корсунскому Иннокентию.

В церемонии приняли участие: от Римско-Католической Церкви – викарный епископ Парижской епархии Эрик де Мулен-Бофор; от Русской Православной Церкви – игумен Нестор (Сиротенко), ректор Парижской православной семинарии иеромонах Александр (Синяков), преподаватели и учащиеся семинарии.

В приветственном слове епископ Жан-Ив Риокре подчеркнул, что за последние годы между Понтуазской епархией Римско-Католической Церкви и Корсунской епархией Русской Православной Церкви сложились крепкие дружеские связи. Епископ Жан-Ив Риокре поделился воспоминаниями о своем паломничестве в Россию в ноябре 2008 года в составе делегации архиепископа Парижского кардинала Андре Вен-Труа и о встрече с ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В ответном слове архиепископ Корсунский Иннокентий выразил глубокую благодарность за принесение мощей святой покровительницы Парижа. «Мы будем бережно хранить этот дар как символ братских уз, связывающих Корсунскую епархию с Вашей епархией и с христианами Парижского региона», – заверил Владыка Иннокентий.

Мощевик с частицей мощей преподобной Геновефы отныне находится в храме святого Мартина Исповедника и преподобной Женевьевы при Русской духовной семинарии в Эпине-су-Сенар.

* * *

Родиной святой Геновефы (423 – 512 гг.) является Галлия (современная Франция). Она была уроженкой находившегося в семи милях от Лютеции (ныне Парижа) по реке Сене городка Нантерра, жители которого занимались рыболовством и земледелием. Родители Геновефы – Севэр и Геронция – были христиане и владели небольшим земельным участком, на котором по тогдашнему обычаю их дочь пасла овец. Когда ей было двенадцать лет, епископ города Оксера святой Герман и епископ города Труа святой Лупп остановились в Нантерре. Святой епископ Герман благословил отроковицу на подвиг духовной жизни.  В 14 лет она дала обет безбрачия, и святой епископ Маркелл совершил над ней чин посвящения Богу. Девушки, прошедшие данный чин, могли уйти в монастырь или продолжать жить в семье, общаясь с мирянами, распределяя свое время согласно духу благочестия и милосердия. Будущая святая осталась жить с родителями, а после их смерти переехала к крестной матери в Лютецию.

Она особо чтила память апостола Галлии – святого Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и архидиакона Елевферия и часто совершала паломничества к местам их погребения в деревушку Катэй, содействовала возведению там храма.

Весь пятый век был ознаменован для Галлии непрекращающимся нашествием варваров. В 451 году гунны под предводительством Аттилы перешли Рейн, направляясь на Орлеан. Святая предсказывала, что Лютецию они не тронут и призывала к молитве и покаянию жителей города.

Жизнь святой Геновефы отмечена множеством чудесных событий, связанных с проявлениями ее любви и жалости к людям. Рабы, заключенные, пленники – все несчастные и угнетенные имели в ней свою защитницу и заступницу. Ее слушались языческие короли Хильдриг и его знаменитый сын Хлодвиг, еще будучи язычником освобождавший галльские города от ариан и принявший со своей дружиной в 498 году крещение. Влияние и духовный авторитет святой Геновефы были настолько сильны, что дочь и сестра Хлодвига принесли обеты безбрачия и, по примеру святой и под ее руководством, стали посвященными Богу девами. Святая Геновефа вместе с епископом Реймсским Ремигием и христианкой королевой Клотильдой, супругой Хлодвига принимали активное участие в делах устроения христианского государства и Церкви.

В течение 89 лет земной жизни святая Геновефа охраняла, умиряла и просвещала своей святостью еще полуязыческую Галлию. Последние же годы ее жизни протекали в первом на Западе христианском государстве – молодой Франции. Как и преподобный Сергий Радонежский в России, она является покровительницей учащихся.

Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. В 530 году было написано первое ее житие. При святителе Григории Великом уже существовала особая служба святой Геновефе, совершавшаяся со второй половины VI века 3 января, о чем свидетельствуют древние служебники с чином Галликанской литургии.

Вскоре после кончины преподобной Геновефы, в местах, где она часто бывала, – Моу, Арсисе, Сен-Дени, Реймсе, стали воздвигаться храмы, часовни и монастыри ее имени, возникали приходы, целые деревни и селения, называвшиеся в ее честь; также за пределами Франции, даже в Новом Свете.

Уже в VI веке, всего лишь через несколько десятилетий после смерти преподобной Геновефы, в стенах базилики апостолов Петра и Павла, где она была погребена, собирались Поместные Соборы 573 и 577 годов.

В XVII веке святая Геновефа прославлялась и Западной, и Восточной Церквами, о чем свидетельствует сборник гимнов в ее честь, изданный в 1638 году, «Геновефа, покровительница Парижа, прославляемая латинской и греческой службами».

Служба коммуникации ОВЦС