Print This Post

25 декабря 2020 года, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ святого апостола и евангелиста Луки о том, как сатана вошел в сердце одного из двенадцати апостолов, и он решил предать Господа Иисуса Христа. Он пришел к первосвященникам, сказал, что готов Его выдать, чтобы можно было ночью без народа и лишнего шума Его арестовать, и за эту услугу он получил тридцать серебряных монет.

Когда мы слышим эту историю (а мы слышим ее несколько раз в году, в том числе в дни Страстной седмицы, когда готовимся к празднику святой Пасхи), то спрашиваем себя: как могло получиться, что один из двенадцати учеников, который ни в чем не был обделен по отношению к другим ученикам, задумал такой страшный и коварный план предательства?

Этот же вопрос задает Святая Церковь в своих песнопениях: «кий тя образ, Иуда, предателя Спаса соделал?» – каким образом ты, Иуда, стал предателем Спасителя? Разве Он чем-нибудь тебя обделил? Разве Он всех пригласил на Тайную вечерю, а тебя нет? Разве Он одним дал дар исцеления, а другим нет? Ты ни в чем не отличался от других апостолов и при этом соделал такое страшное преступление. Этими словами Святая Церковь обращается к Иуде, предавшему Спасителя.

Мы можем спросить: как же такое произошло? Ведь все они были в одинаковом положении. Все они находились рядом с Источником благодати, Источником света, Величайшим из всех живших когда-либо на земле людей, Человеком, Который был Богом Воплотившимся, Которому суждено было повернуть весь ход человеческой истории. Каждый из них по-своему Его любил и каждый, несмотря на немощь человеческую, остался Ему верен. Кроме одного – Иуды-предателя.

Святые отцы, говоря об Иуде, напоминают нам о грехе сребролюбия, потому что он продал Господа Иисуса Христа не бесплатно, а за тридцать сребреников. Но, наверное, не тридцать сребреников были главной причиной преступления, которое он совершил, а то, что происходило у него в душе и в сердце.

Может получиться так, что человек окажется рядом с источником чистой и живой воды, а при этом будет предпочитать пить мутную и грязную воду из других источников; окажется рядом с источником святости, освящения и обожения, а предпочтет совсем другой образ жизни; будет слышать глаголы Самого Бога, обращенные к нему, но его уши будут закрыты и сердце его будет неспособно принять эти глаголы.

Почему это происходит? По разным причинам. Прежде всего, причины надо искать внутри человека, в его сердце, «ибо из сердца, – говорит Господь, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).
Все начинается в сердце, и между моментом, когда в сердце созревает план предательства, и осуществлением этого плана может пройти какое-то время. На каждом этапе этого временного отрезка человек может оказаться от своего плана, пересмотреть его, но с Иудой этого не произошло.

В наше время тоже есть люди, которые соприкасались на своем жизненном пути с Церковью, а потом что-то им не понравилось, не удовлетворило или их собственная судьба в Церкви не сложилась, и эти люди начинают бороться с Церковью. Это может быть и бывший священник, и бывший или даже действующий дьякон. Это может быть мирянин, отучившийся в духовной семинарии или, по крайней мере, какое-то время в ней проучившийся. Что-то этих людей от Церкви оттолкнуло, не удовлетворило и они начинают, каждый по-своему, бороться с Церковью.

Один создает Telegram-канал, другой тоже создает Telegram-канал, а третий – еще какой-нибудь ресурс в интернете, и они начинают выискивать в Церкви разные недостатки, а если реальных недостатков не находят, они их придумывают. Они создают историю, чтобы люди этой истории поверили. Современный информационный мир построен таким образом, что для создания истории вовсе не обязательно иметь доказательства: можно просто ее выдумать или присочинить что-нибудь к реальной истории и извратить ее содержание.

Есть много разных способов обмануть людей и при этом остаться безнаказанным, в том числе потому, что современные средства коммуникации предоставляют человеку возможность писать все, что угодно, распространять все это на какое угодно количество людей и при этом оставаться спрятанным за каким-нибудь прозвищем или псевдонимом. Эта безответственность, с одной стороны, а с другой – какие-то личные неудачи заставляют этих людей превращаться в современных иуд.

Если такое происходило во времена Господа Иисуса Христа, то не следует удивляться, что такое же происходит и в наше время: появляются люди, в том числе и в церковной среде, которые вырастают из нее, а потом свое недовольство и личные неудачи вымещают на Церкви и священнослужителях, совершая тот грех Иуды, который сам Иуда совершил один раз, а они совершают его многократно, каждый день в течение многих лет.

Некоторые люди не борются активно с Церковью, но находясь в Церкви, при Церкви или около нее, живут абсолютно нецерковной жизнью и совершенно другими интересами. Есть и такие, которые работают в Церкви, но при этом посещают какие-нибудь группы по так называемому «развитию личности», что по сути представляет собой либо опасную секту, либо кружок по занятию магией и спиритизмом.

Можно спросить себя: как в человеке совмещается одно и другое – работа в Церкви и занятие магией? Оказывается, у некоторых это как-то совмещается. Значит, настолько извращается сознание человека, что он перестает ощущать благодать Божию, которая исходит от Самого Бога и к которой мы приобщаемся в Церкви; он начинает создавать для себя какие-то ложные идеалы и, находясь физически в Церкви, умом и сердцем он ходит по вражьим тропам – там, где созидаются планы по разрушению Церкви и по разрушению человеческой личности под видом развития этой личности.

Мы должны быть, дорогие мои, очень внимательны к тому, чтобы никто никогда никого из нас не совратил всякими ложными учениями или аргументами, клеветой против Церкви или какими-то иными способами, при помощи которых можно отвратить человека от Церкви и от Бога.

Мы должны помнить, что в этой жизни всегда есть неудачники, которые по каким-либо причинам не нашли себя в Церкви, а теперь пытаются выместить на ней свою личную обиду, отомстить Церкви за свои несбывшиеся планы и надежды. Мы должны помнить, что всегда при Церкви и около нее были и будут люди, не осознающие самого главного, ради чего она живет: Церковь живет ради спасения людей и ради того, чтобы людям открывать путь к Богу. Весь внешний антураж, на который так часто обращают внимание, имеет второстепенное значение, а первостепенное значение имеет очищение сердца человека – вот что происходит в Церкви. Это именно то, ради чего Церковь и была создана – исцелять людей от духовных болезней и вести их к Царству Небесному.

В дни Рождественского поста, вслушиваясь в евангельские чтения, которые мы слышим каждый день за Божественной литургией, будем помнить о том, что все эти евангельские рассказы имеют непреходящее значение – для каждого из нас, для нашего времени и окружающих нас людей.

Будем укрепляться в вере христианской. Будем любить Святую Церковь и затыкать уши всякий раз, когда мы слышим клеветников, предателей и иуд, решивших оклеветать Церковь или за что-либо ей отомстить.

Будем идти тем путем, по которому ведет нас Сам Господь Иисус Христос, – путем, ведущим в Царствие Небесное. Аминь.

Храни вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС