Митрополит Иларион: Мы ожидаем пришествие Господа как духовную весну, которое приведет нас к лету Царствия Божия
24 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, который входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья. В зданиях подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, в течение Рождественского поста Господь ежедневно научает нас тайнам Царствия Божия.
Вчера мы слышали Его предсказания о том, что произойдет с Иерусалимом, о том, как Иерусалимский храм будет разрушен и какими будут признаки Его Второго пришествия. Он говорил о том, что будут войны, моры и землетрясения, море будет волноваться, а люди будут жить в страхе.
Сегодня мы слышим продолжение Его слов, и внезапно в Его речи меняется тональность, Он говорит: «когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
Господь этими словами призывает нас не бояться бедствий, которые постигают людей в последние времена, не в страхе ожидать конца света, а думать о нашем избавлении, которое придет от Самого Господа Иисуса Христа. Избавлении от чего? От болезней, скорбей и напастей, от всего того, о чем Он говорил вчера и что предсказал в связи со Своим Вторым пришествием. Он сказал: «не прейдет род сей, как все это будет» (Лк. 21:32).
Некоторые воспринимали эти слова Господа буквально: всё, что Он предсказал, должно совершиться на глазах поколения, ставшего свидетелем Его пришествия в этот мир. Действительно, что-то из этого свершилось на глазах того поколения: некоторые из слышавших предсказания Господа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и Иерусалимского храма дожили до этого времени, став свидетелями этих событий. Но другие события, предсказанные Господом, продолжают разворачиваться уже в течение двух тысяч лет. Мы не знаем, насколько хватит долготерпения Божия и как долго еще будет развиваться человеческая история, но видим, что события, предсказанные Господом, происходят снова и снова, и каждый раз, когда человечество постигает какое-то бедствие, люди начинают задумываться, что же происходит и почему это происходит.
Вчера вечером мне довелось присутствовать во время беседы, которую вели светские люди, в основном далекие от Церкви. Один из них сказал: «Что же это такое, эта напасть нам кем-то послана?» Многие именно так воспринимают происходящее вокруг – «кто-то по каким-то причинам на нас это наслал». Но мы, верующие христиане, видим во всех этих событиях, в том числе в бедствиях и испытаниях, постигающих нас и окружающих людей, руку Божию. Мы видим во всем этом проявление милости Божией к нам.
Если мы обратимся к ветхозаветной истории, то увидим, что всякий раз, когда люди забывали Бога, Он напоминал им о Себе. Иногда Он напоминал о Себе через пророков и боговидцев, например, через Моисея, который восходил на гору и беседовал с Ним, а потом передавал людям услышанное от Бога. Или через пророков, которых Бог избирал, чтобы они возвещали людям Его волю. Но иногда, если люди продолжали упорствовать, не каялись, создавали для себя ложные идеалы и поклонялись идолам, то Господь посещал их через стихийные бедствия, войны, глады, моры – через всё, что Он предсказал в связи со Своим Вторым пришествием.
Поэтому нам не приходится удивляться тому, что и в наше время, когда очень многие люди забыли Бога, а государства и целые регионы пытаются построить общество и человеческое благополучие на идеях, очень далеких от религиозных; когда люди решили взять судьбу в свои руки и отказываются вслушиваться в волю Божию, – Господь и напоминает людям через подобного рода события, что Он есть, что Он всех видит, Он знает, как люди себя ведут. Напоминает о том, что Он всех нас любит, но заботится не только о нашем телесном благополучии, но и о нашем спасении. Чтобы спастись, мы должны иметь очень крепкую и твердую веру, уповать на Его любовь и милосердие и постоянно вслушиваться в слово Господа Иисуса Христа, обращенное к нам.
Господь сегодня напоминает нам: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21:33) – это значит, что слова Господа Иисуса Христа имеют непреходящее значение. Они имели непреходящее значение и тогда, когда Он их произносил, и сейчас, они будут иметь это значение до скончания мира. Даже когда мир закончится, все равно слова Господа Иисуса Христа будут иметь значение, которое Он в них вложил, потому что это слова не человеческие, а слова Божии, обращенные к нам. Даже когда мы перейдем в иной мир, эти слова будут иметь для нас значение.
Церковь каждый день напоминает нам о том, чтобы мы вслушивались в голос Божий, который звучит через ее голос – через чтение Евангелия за богослужением, через проповедь священника и само богослужение. Чтобы мы вслушивались в этот голос и, видя грозные предзнаменования последних времен, не унывали, не падали духом, а, наоборот, восклонялись и ожидали своего избавления.
Господь сравнивает эти последние времена с расцветающим деревом. Казалось бы, почему такое неожиданное сравнение? Он говорит: «посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето» (Лк. 21:29-30). Господь именно потому привел такое неожиданное сравнение, что во всех бедствиях, постигающих всех нас и человечество, мы должны видеть и видим руку Божию, предзнаменование Его пришествия, но этого пришествия не боимся и не страшимся, а ожидаем его как духовной весны, которая приведет нас к лету Царствия Божия.
Будем жить этим ожиданием Царствия Божия. Будем жить предвкушением Царствия Божия, которое ощущаем всякий раз, приходя на Божественную литургию и причащаясь Святых Христовых Таин, когда Тело и Кровь Христовы становятся в каждом из нас залогом этого Небесного Царствия.
Будем спокойно, со смирением и упованием на волю Божию и на милость Его смотреть на всё происходящее вокруг нас; будем духовным взором прозревать в происходящем Царствие Небесное, открывающееся нам здесь и сейчас через слова Господа Иисуса Христа и Божественную литургию, которое во всей полноте откроется для нас, когда мы перейдем в жизнь вечную. Аминь.
Храни вас всех Господь».
Служба коммуникации ОВЦС