Print This Post

11 января 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, мы вступили в новый 2020 год. В этом году в традиционном обращении президента к народу Владимир Путин особое внимание уделил важности юбилея 75-летия Победы для всего нашего народа. Вот что он сказал: «Наше единство – основа достижения любых самых высоких целей. Эти ценности нам передали наши предки – героическое, несгибаемое поколение победителей. В наступающем году мы будем отмечать 75 лет Победы в Великой Отечественной войне». Согласны ли Вы, владыка, что сила нашего народа – в единстве? Какие Русская Православная Церковь собирается провести мероприятия, приуроченные к 75-летию Победы?

Митрополит Иларион: Для Церкви, так же, как и для всего нашего народа, это очень значимая дата. Это воспоминание о подвиге наших отцов, наших дедушек и бабушек – тех, которые воевали, которые потеряли свои жизни или остались в живых, но отдали лучшие годы достижению Великой Победы.

Победа далась нашему народу очень дорогой ценой, и Церковь была с народом во все тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Мы можем вспомнить о том, что еще до того, как глава государства Иосиф Сталин сделал обращение к народу в связи с началом войны, фактически первым, кто обратился к народу, был Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий. Церковь тогда была бесправной, она была гонимой, тем не менее, когда началась война, митрополиту Сергию дали возможность сделать это обращение, и он призвал весь наш народ сплотиться в борьбе против врага.

Церковь, конечно, на протяжении всего 2020 года будет вспоминать эти события. Церковь тоже будет чествовать ветеранов. У нас на днях начнутся Рождественские чтения, которые будут посвящены именно той теме – «Великая Победа. Наследие и наследники». Мы будем говорить о том, что для нас сегодня значит эта Победа. Конечно, я согласен со словами президента о том, что сила русского народа – в единстве. Я хотел бы напомнить о том, что на протяжении веков это единство обеспечивалось, прежде всего, верой и Церковью.

Е. Грачева: По случаю начала эпохи 2020 зарубежная аналитика подводит итоги 20-летия в России. Особенно эти итоги интересуют восточноевропейские средства массовой информации, в частности, польские, эстонские и латвийские СМИ. Они говорят прямо: это было украденное у России двадцатилетие, страна потеряла все, что могла, упустила все возможности, живет вне прогресса. Это, в частности, цитата из польского еженедельника «Политика»: «Путин украл будущее России». Вы согласны хотя бы с чем-то из вышеизложенного?

Митрополит Иларион: Может быть, из Польши или из Литвы виднее, как у нас здесь дела происходят. Но я, конечно, изнутри России, живя в России, никак не могу согласиться с этими оценками, потому что они фактически переворачивают всю нашу ситуацию вверх дном. Если говорить о достижениях этого двадцатилетия, то, прежде всего, можно говорить о том, что наша страна сохранила свой суверенитет.

Если говорить о тех странах, которые Вы упомянули, то фактически они свой суверенитет потеряли. Страны Балтии обрели его после распада Советского Союза, а c тех пор, как страны Восточной Европы вошли в Европейский Союз, фактически ЕС превратился в сообщество богатых стран и бедных стран. Восточноевропейские государства, которые в него вошли, ощущают себя там странами второго сорта.

Е. Грачева: Но иначе считает еженедельник «Политика», который я уже привела в пример. Они приводят цифру, что из России в течение третьего срока Путина уехали 330 тысяч граждан – это 0,2 процента. Из поляков, к слову, я просто посмотрела статистику, 6 процентов за этот же период времени покинули страну. Как Вам кажется, дело только в том, что у них открытые границы или все-таки есть от чего бежать из Польши в поисках лучшей доли?

Митрополит Иларион: Дело, конечно, не только в том, что открытые границы, а, прежде всего, наверное, в том, что, живя на родине, граждане этих стран, особенно молодые люди, не ощущают свою востребованность, понимают, что они в Евросоюзе граждане второго сорта, и хотят эту ситуацию исправить, попав в государства, где более высокие доходы, более широкие возможности и где они могут себя лучше реализовать.

Если говорить о статистике по тем людям, которые уезжают из нашей страны, то мы как-то в нашей передаче обсуждали итоги опроса Левада-центра, который утверждает, что значительная часть молодых людей хочет уехать из России. Но если бы она действительно хотела уехать, то что, собственно, этим молодым людям препятствует? Язык, если они его не знают? Язык можно выучить на месте. Визу открыть сейчас несложно.

Я думаю, что о количестве уехавших нужно судить по опросам, касающимся не того, кто хотел бы, а кто не хотел бы уехать, а кто реально уехал. А мы видим, что отток населения из нашей страны очень существенно замедлился. И это тоже один из итогов двадцатилетия, о котором мы сейчас говорим, если вспомнить 1990-е годы, особенно начало 90-х, экономический кризис, политический кризис, когда молодежь массово бежала из страны. Сейчас, конечно, люди тоже уезжают, но этот процесс очень существенно замедлился и все больше и больше молодых людей чувствует возможности самореализации именно в своем Отечестве.

Е. Грачева: О перспективах реализации молодым поколением своих возможностей в своем Отечестве, безусловно, будет говорить 15 января Президент в своем послании Федеральному Собранию. Вы будете там присутствовать. Чего Вы ждете от послания этого года, которое открывает новое десятилетие? Из опыта предыдущих посланий – имеют ли они реальную пусковую силу для изменений в стране?

Митрополит Иларион: Я ожидаю от предстоящего послания Президента, прежде всего, того, что оно будет обращено к человеку. Я думаю, что именно заботой о человеке послание и будет пронизано – речь идет о здравоохранении, об образовании, о нравственности. Это все те вопросы, которыми озабочена власть, но в не меньшей степени эти же вопросы интересуют Церковь.

Некоторые думают, что Церковь заинтересована исключительно в «предоставлении ритуальных услуг», но это совсем не так. Кто-то считает, что Церковь должна заниматься только духовным окормлением людей, но и это не совсем верно. Церковь озабочена тем, чтобы люди жили полноценной и полнокровной жизнью, чтобы они были счастливы, чтобы их духовное благосостояние соединялось, по возможности, и с материальным благосостоянием.

Если в духовном плане у Церкви есть свои преимущества, свои средства помощи людям, то в материальном плане, конечно, помощь людям ожидается, прежде всего, от власть имущих. Вот почему вопросы медицинского обеспечения и вопросы качественного образования имеют приоритетную значимость.

Е. Грачева: А теперь к теме все-таки церковной. В Соединенных Штатах Америки объединенная методистская церковь – я о ней мало знаю и к своему удивлению обнаружила, что она занимает третье место в США по числу последователей, – она раскололась, потому что часть пасторов массово допускают однополые браки и венчают такие браки, а часть настаивает, что таинство христианского брака – это исключительно союз между мужчиной и женщиной с единственной целью создания семьи и рождения в этом союзе ребенка. Это, причем, третья крупная церковь, до этого были епископалы и пресвитериане, которая распалась из-за этого основополагающего спора. В этой связи, владыка, какой Вы дадите прогноз развитию христианской Церкви на Западе? О многих ли таких расколах еще будут сообщать СМИ?

Митрополит Иларион: Мне памятен тот раскол, который произошел в епископальной церкви США и то, как нам пришлось с этой церковью прекратить всякий диалог. А, между тем, у нас были и богословский диалог с этой церковью, и общие гуманитарные проекты, которые развивались на протяжении нескольких десятилетий. Но потом в Епископальной церкви США наступили времена, когда начали преобладать либеральные тенденции, когда стали превозмогать голоса защитников всяких свобод, в том числе свобод от евангельских нравственных норм. Затем они рукоположили в сан епископа практикующего гомосексуалиста, при этом его «партнер» держал ему митру.

Конечно, когда мы обо всем этом узнали, мы были вынуждены разорвать общение с епископальной церковью. У нас, разумеется, не было с ней евхаристического общения, но был некий диалог, взаимодействие, обмен визитами и так далее. Но и сама эта церковь раскололась, потому что значительная часть ее епископов, духовенства и паствы от нее отделилась и образовала новую структуру, которая теперь носит название Англиканской церкви в Северной Америке. Поэтому, действительно, это уже не первый раскол и, по всей видимости, такие расколы будут происходить и дальше. Связаны они именно с тем, что, в частности, в Северной Америке и в ряде других западных стран в протестантском сообществе происходит пересмотр основополагающих нравственных норм.

И та поляризация, которую мы сегодня наблюдаем в американском обществе по политическим вопросам, когда общество очень сильно разделено на республиканцев и демократов; на тех, кто симпатизирует Трампу и тех, кто выступает резко против него; на консервативную глубинку и либеральные крупные города, такие, как Сан-Франциско, – так вот, этот же самый раскол, это же самое расслоение наблюдается сегодня и в целом ряде христианских протестантских церквей. Есть консервативные протестанты, которые настаивают на необходимости соблюдения евангельских нравственных норм, не допускают благословения однополых союзов и прочих нововведений. С другой стороны, есть те, которые идут на поводу у современных либеральных стандартов и считают, что возможно под эти стандарты подгонять и церковное вероучение, и нравственные нормы. Это расслоение происходит, поэтому можно прогнозировать, что в протестантском сообществе продолжится раскол, и все новые и новые церкви и общины будут в него вовлекаться, раскалываясь на две или на несколько частей.

Но в то же время надо сказать, что и в западном мире существуют Церкви, которые строго сохраняют основы христианского нравственного учения – это, прежде всего, Православная Церковь и Католическая Церковь. И здесь, я думаю, можно прогнозировать, что никаких существенных изменений не произойдет: православные и католики будут и дальше стоять на защите евангельских нравственных идеалов, несмотря на то что они не соответствуют современным либеральным нормам и либеральным стандартам.

Е.Грачева: Спасибо большое, владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Какому святому нужно молиться, чтобы найти работу? И какой молитвой?

Митрополит Иларион: Прежде всего, вы должны молиться Самому Богу. Вы можете молиться своими словами. Никаких специальных молитв для того, чтобы найти работу, не существует. Просите у Бога, чтобы Он послал вам такую работу, которая не только приносила бы вам материальное обеспечение, но которая была бы для вас в радость, потому что работа должна приносить радость.

Если же вы хотите помолиться кому-либо из святых, то, конечно, молитесь Пресвятой Богородице, потому что к Ней можно обращаться во всех жизненных ситуациях. Молитесь святителю и Чудотворцу Николаю, который очень быстро приходит на помощь, когда мы его о чем-то просим. И молитесь святому Спиридону Тримифунтскому, который так же очень быстро отвечает на молитвы. Я верю в то, что если вы будете усердно молиться, вы найдете такую работу, которая будет отвечать вашим пожеланиям и вашим интересам.

Вопрос: Меня крестили взрослой четверть века назад под именем Богдана. Лишь недавно узнала, что его нет в святцах: священник во время исповеди сказал, что нельзя под таким именем исповедоваться и причащаться. Читала, что для подобных случаев предусмотрена какая-то специальная процедура перемены имени. Что мне делать? Пока я исповедуюсь и причащаюсь под именем Богдана. Большинство священников не задают никаких вопросов.

Митрополит Иларион: Я думаю, что большинство священников не будут задавать никаких вопросов, но некоторые, наверное, будут задавать вопросы. Буквально несколько недель назад на последнем, декабрьском заседании Священного Синода мы приняли постановление о том, что если у человека есть имя, которое соотносится со святцами какой-либо Поместной Церкви, то есть не обязательно Русской Церкви, это может быть Болгарская, Грузинская, Сербская Церковь или какая-либо иная, то нет никакой необходимости менять имя для того, чтобы подходить к исповеди или причастию в Русской Православной Церкви. Иными словами, вы можете носить имя любого святого или любой святой, которая канонизирована в той или иной Поместной Церкви. Но если вы носите имя, которое не носил ни один святой, то я бы вам рекомендовал обратиться к священнику в вашем храме, поговорить с ним на эту тему и вместе со священником выбрать то имя, которое будет созвучно вашему имени и под которым вы сможете беспрепятственно, так что никто не сможет вас спрашивать, подходить к исповеди и причастию.

Вопрос: Если приглашают стать крестной ребенка, это нужно принять как особое благо или можно отказаться?

Митрополит Иларион: Участие в Таинстве крещения ребенка налагает на крестных определенные обязательства. Эти обязательства, прежде всего, заключаются в том, что вы как крестный или крестная призываетесь воспитывать этого ребенка в вере. Если вы готовы взяться за его воспитание или по крайней мере участвовать в его христианском воспитании, помогая в этом родителям, то нет никаких препятствий для того, чтобы вы стали крестной. Но если вы не готовы этим заниматься, не желаете или не можете, тогда лучше не браться за то, чтобы становиться крестной. Потому что если крестные относятся к своим обязанностям формально или их игнорируют, то это не только не соответствует учению Церкви, но и прямо ему противоречит.

Вопрос: Являюсь ли я крестным отцом для своей племянницы, если на тот момент, когда ее крестили, я не был крещен и меня сделали крестным отцом заочно, не спросив меня, так как я жил в другом городе?

Митрополит Иларион: Конечно, вы не являетесь крестным отцом своей племянницы, потому что крестным не может быть человек некрещеный. Как может воспитать ребенка в вере человек, который сам не является крещеным? Даже если вы крестились после этого, вы не можете быть крестным этого ребенка, потому что на тот момент вы были некрещеным человеком.

Вопрос: Познакомилась с православным молодым человеком, вместе ходим на службы, участвуем в Таинствах. Он хочет создать со мной крепкую православную семью, но я сомневаюсь, очень боюсь ошибиться и вязать свою жизнь не с тем человеком. Как понять, что человек твой?

Митрополит Иларион: Я думаю, прежде всего вы должны очень внимательно присмотреться к этому молодому человеку. Но хотел бы сказать, что если такой молодой человек нашелся, если он православный христианин, если он хочет создать с вами крепкую семью, то вам уже повезло. Поэтому будьте внимательны, чтобы не пропустить того человека, который может быть послан вам Богом, а вы сомневаетесь и колеблетесь.

С другой стороны, конечно, нельзя вступать в брак, если есть какие-то сомнения и колебания. Нужно полюбить человека, привыкнуть к нему, научиться видеть не только его достоинства, но и его недостатки, лучше узнать этого человека для того, чтобы потом принять осознанное решение, которое определит всю вашу последующую жизнь.

Вопрос: Я влюбился в девушку, которая поет в церковном хоре на клиросе. Влюбился с первого взгляда, сразу возникли сильные чувства, я понял, что встретил именно ту самую, которую искал всю жизнь, но я не знаю, как к ней подойти и заговорить. Боюсь быть отвергнутым. Подскажите, как познакомиться с девушкой так, чтобы она не подумала про меня плохо? Уместно ли знакомиться в храме или храм – это дом Божий, куда приходят молиться, а не искать свою вторую половинку?

Митрополит Иларион: Конечно, храм – это дом Божий, и, конечно, было бы странно, если бы вы приходили в храм только за тем, чтобы там подыскивать себе невесту. С другой стороны, для православного христианина и православной христианки сама атмосфера храма – это та вполне естественная ситуация, где может зародиться не только личное знакомство, но и любовь. Неслучайно ведь существует поговорка: «Браки заключаются на небесах». Очень многие церковные люди, которые впоследствии стали супругами, познакомились именно в храме, в том числе на церковном клиросе, при исполнении каких-то церковных послушаний или во внебогослужебное время, когда они начали общаться друг с другом и постепенно это общение переросло в любовь. А у вас это чувство возникло с самого первого взгляда, постарайтесь не упустить это чувство, не стесняйтесь того, чтобы подойти к этой девушке и с ней заговорить, не бойтесь ее напугать.

Я хотел бы завершить эту передачу словами из послания святого апостола Иакова: «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-либо от Господа» (Иак. 1.6-7).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС