Print This Post

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Диалог культур и цивилизаций», прошедшей 15 марта 2019 года в Московском государственном лингвистическом университете.

Уважаемая Ирина Аркадьевна!

Уважаемые участники конференции!

Прежде чем начать свое выступление, хотел бы поблагодарить Московский государственный лингвистический университет за инициативу провести научно-практический форум на тему диалога культур и цивилизаций. Такой диалог напрямую связан и с диалогом религий, потому что именно религия играет основополагающую роль в жизни и культуре любой цивилизации.

Отношения между религиями и народами сегодня играют важную роль и в обеспечении международной безопасности. К сожалению, последние десятилетия были ознаменованы спекуляциями на религиозных чувствах людей и попытками разжечь противостояние между Востоком и Западом, между христианами и мусульманами. Я говорю о событиях на Ближнем Востоке, где экстремисты и террористы годами усиленно пропагандировали среди населения идеи противостояния мусульманской и христианской цивилизаций. В этом регионе не прекращаются волнения по поводу статуса священного города трех авраамических религий – Иерусалима.

Очевидно, что эти события не могли остаться без ответа со стороны религиозных лидеров и общин. Этот ответ звучит громко, сильно и убедительно тогда, когда он осуществляется совместно, «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1. 10).

Христос в Нагорной проповеди говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5. 9). Эта заповедь не позволяет нам равнодушно взирать на войны и конфликты, в которых проливается кровь невинных людей. Особенно если это происходит под лозунгами исключительности какой-либо религии или нации.

8 сентября 2017 года в стенах московского Данилова монастыря состоялась встреча религиозных лидеров России, Азербайджана и Армении. Она была посвящена очень острому очагу напряженности между нашими ближайшими соседями – конфликту в Нагорном Карабахе. На этой встрече Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о роли межрелигиозного диалога, высказал важную мысль, которую я процитирую: «У нас есть некий внутренний потенциал, который помогает нам – я верю, что это так, – преодолевать те разногласия, которые в иной аудитории преодолеть сложно <…> Религия может и, я уверен, будет играть объединяющую и примиряющую роль для народов»¹.

Я неслучайно процитировал именно эти слова, сказанные на той встрече. Трехсторонний межрелигиозный процесс на протяжении десятилетий удерживал и по сей день удерживает враждующие стороны от привлечения религиозного фактора в нагорнокарабахский конфликт. Можно только предполагать, какими трагичными международными последствиями обернулось бы объявление джихада или крестового похода в годы повышенной активности терроризма. А духовные лидеры, используя свой авторитет и влияние, наоборот, смогли уберечь Закавказье от большого кровопролития. Они нашли в себе силы стать выше политики и сесть за стол переговоров. Именно об этом – духовном потенциале религии – говорил Святейший Патриарх Кирилл в процитированных словах. Такой межрелигиозный диалог, я уверен, будет и далее играть важнейшую роль в миротворческом служении религий.

Другой пример – это встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе в 2016 году, ставшая историческим событием во взаимоотношениях христианских цивилизаций Востока и Запада. Тот резонанс, которым отозвалась встреча во всем мире, трудно переоценить. Но важнее всего то, что лидеры двух крупнейших христианских Церквей единым голосом и едиными устами призвали к защите гонимых христиан Ближнего Востока и Северной Африки. И международное сообщество услышало этот призыв. Государственный департамент США признал христиан жертвами геноцида, об их тяжелом положении стали писать в новостях, целые государства стали оказывать материальную помощь пострадавшим христианским общинам². Русская Православная и Римско-Католическая Церкви начали двустороннее сотрудничество на сирийском направлении. Оно направлено на помощь беженцам и на восстановление разрушенных храмов, монастырей и святынь Сирии.

В 2017 году на площадке Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ была создана Межрелигиозная рабочая группа по оказанию помощи населению Сирии. В нее вошли православные, протестанты, мусульмане. Эта группа помогает восстановлению социальной инфраструктуры, регулярно проводит крупные гуманитарные акции, доставляя десятки тонн помощи пострадавшим. Важно, что эти акции сопровождаются межрелигиозными встречами на территории Сирии. Здесь присутствует еще одно измерение нашего межрелигиозного сотрудничества – помогать возобновлению добрых отношений между верующими после идеологической обработки со стороны экстремистов. В процессе послевоенного восстановления нельзя забывать, что война велась и на пространстве человеческих умов.

Еще один аспект межрелигиозного диалога – борьба с невежеством в религиозных вопросах. Отсутствие религиозного образования позволяет внедрить в отношения между людьми разной веры или национальности взаимное недоверие и вражду. Поэтому успешна была пропаганда так называемого «Исламского государства» (организация запрещена в РФ – прим.). Пользуясь незнанием людей, экстремисты внушали им мысль, что христиане – язычники, поклоняющиеся идолам. Они спекулировали историческими фактами, высвечивали события эпохи Крестовых походов, чтобы объявить христиан врагами ислама и мусульман. Идеологи терроризма внушали своим последователям мысль, что и местное ближневосточное христианство – это пособники враждебного, колонистского Запада. Но зная настоящую, многовековую, самобытную историю христианского присутствия на Ближнем Востоке, люди бы просто не поверили вербовщикам. Для неподготовленных умов идеология боевиков очень привлекательна, ведь она дает им легкий путь, сильную религиозную мотивацию и высокую цель, за которую даже погибнуть не страшно.

Экстремизм принимает сегодня разные формы, он быстро адаптируется под нужды века сего и века грядущего. Но мы должны опережать его, разрабатывать превентивные меры. И потому приоритетом является работа с молодежью. Вспомним потрясшие нашу страну в прошлом году теракты в храмах Кизляра и Грозного – их совершили молодые люди, которые едва ли имели нормальные знания о христианстве и о самом исламе. Если мы не позаботимся о завтрашнем дне уже сегодня, то пожнем горькие плоды. Поэтому очень важно, чтобы наши следующие поколения уже со школьной скамьи знали о религиозных и культурных традициях своих соседей. В этом им призваны помочь Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры, которые преподаются в наших школах.

Случаи вербовки студентов вузов экстремистами говорят и о необходимости обеспечения учащихся высшей школы доступом к религиозным дисциплинам. Не стоит забывать про растущую потребность в профессиональных преподавательских кадрах. С этой целью была создана Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА). Это объединение отечественных высших учебных заведений, которое ставит перед собой цель способствовать развитию теологии как сферы научного знания, комплекса образовательных дисциплин, координации работы вузов на теологическом направлении. Рад тому, что МГЛУ одним из первых вступил в ассоциацию, в которую сейчас входят более 40 высших учебных заведений.

Академическое сотрудничество является важной составляющей нашего диалога с мусульманами. Более двадцати лет мы ведем диалог с исламской общиной Ирана. Для этого существует специальная двусторонняя Комиссия, которая собирается каждые два года. За прошедшее время мы обсудили много разных тем – от эсхатологии до прав женщин. Обе стороны с неподдельным интересом посещают духовные образовательные центры друг друга.

В нашем диалоге с Управлением по делам религий Турции академическое сотрудничество также играет важную роль. Благодаря нашим встречам и обмену делегациями открываются интересные перспективы по развитию религиозного туризма в Турции, пастырскому окормлению соотечественников, исследованию древних христианских памятников. Кроме того, мы развиваем диалог и с мусульманами из аравийских монархий. Могу свидетельствовать, что и они с большим интересом относятся к нашей православной традиции, к нашим позициям по вопросам семьи и брака.

На этом хотел бы завершить свое выступление. В нем были обозначены лишь несколько примеров, которыми не ограничивается межрелигиозное сотрудничество. Хотел бы выразить надежду на то, что религиозные организации и академическое сообщество найдут общий язык в противостоянии современным кризисам и упреждении будущих угроз.

Благодарю за внимание!

____________

¹Состоялась трехсторонняя встреча духовных лидеров России, Азербайджана и Армении. https://mospat.ru/ru/2017/09/08/news149885/

²Венгрия на государственном уровне материально поддерживает иракских христиан. Армения поддерживает армянские общины в Сирии и принимает беженцев.