Print This Post

 

28 апреля 2009 года, на Радоницу – в день особого поминовения усопших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и литию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископ Балтийский Серафим, епископ Подольский Тихон, столичное духовенство.

За богослужением пел хор храма во имя святого благоверного царевича Димитрия при первой Градской больнице.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, в которой вознес молитвы о упокоении душ «приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашею, в соборном храме сем погребенных».

По совершении каждения гробниц российских великих князей и царей, Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем поминовения усопших, которое мы совершаем после Светлого Христова Воскресения. Это день радости, потому что воспоминания и поминовение усопших соединяются в нашем сознании с Воскресением Христовым», – отметил Его Святейшество.

«Когда Церковь прославляет Воскресение Спасителя, она свидетельствует о том, что Христос, воскреснув, совоскресил с собой Адама, – продолжил Святейший Владыка. – В Великую субботу мы вспоминаем великое и таинственное событие – как Господь, снизойдя во ад, вывел томившихся там праведников. Это и называется совоскресением».

Каждый человек обладает бессмертной душой, и в этом смысле и до Христа души человеческие жили, но находились в аду, пояснил Святейший Патриарх Кирилл. «И если Воскресением Христовым обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад – это не жизнь; ад – это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, от нас это сокрыто; это жизнь и это – смерть. Жизнь в том смысле, что души существовали, и смерть в том смысле, что это существование нельзя назвать жизнью. Сила Воскресения и его особое значение для всех нас – в том, что Господь совоскрешает с собой и всех нас. Он разрушает притяжение смерти; вот почему и говорит святой Иоанн Златоуст, что смерти нет, в том смысле, что совершена победа над злом и над диаволом, и ад разрушен», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Конечно, не каждый человек обретает эту жизнь во Христе, и грешный человек наследует адские мучения, то существование, которое нельзя назвать жизнью, – напомнил Его Святейшество. – Но для тех, кто верит во Христа, для тех, кто исповедует свои грехи, для тех, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, опираясь на эту благодать, преодолевает грех, – для тех нет смерти, нет ада.

В молитве заупокойной мы говорим, что несть человек, иже жив будет и не согрешит. Это означает, что каждый человек согрешает, даже святой. В исповедании своих грехов, в причащении Святых Христовых Тайн мы получаем прощение грехов, но никто не знает, все ли грехи прощены у тех, кто ушел от нас в иную жизнь, и потому Церкви дана великая сила испрашивать у Бога прощение грехов тех людей, которые уже умерли».

Молитва за умерших основывается на вере в Воскресение Спасителя. «Ведь Христос и Воскрес для того, чтобы дать нам жизнь вечную, чтобы нас не не допустить в ад, – продолжил Его Святейшество. – И если кто-то по грехам своим нераскаянным все-таки обретает эти вечные муки, то у Церкви остается возможность взывать к разрушителю смерти – Господу и Спасителю, прося Его простить грехи умершим. Это прошение основывается на нашей вере в то, что в Воскресении Своем Господь разрушил смерть и дал возможность наследовать жизнь вечную каждому человеку. Вот почему так важна молитва за усопших».

«И Церковь учинила специальный день – сегодняшний день, чтобы мы молились об умерших наших родителях, о близких и о дальних, – сказал далее Святейший Владыка. – Сегодня в этом соборном храме мы молились о правителях Земли нашей, о великих князьях и княгинях, о царях и царицах, о предстоятелях Церкви нашей, о всех, кто созидал великую Русь, кто защищал и укреплял Православную Церковь, о всех тех, кто внес непреходящий вклад в историю и созидание земли нашей. Одновременно мы молились за всех: за знаемых и незнаемых, за родных и близких, за всех тех, кто в вере и надежде жизни вечной и воскресения во Христе переступил границу жизни и смерти, за тех, кто сейчас там, за той чертой, которая отделяет нас от другого, неведомого для нас мира».

Если живой человек, сам еще может о себе помолиться, то об усопших может молиться только Церковь, на земле пребывающая, отметил Его Святейшество. «Кроме того, у каждого из нас есть какие-то долги перед теми, кто ушел. Мы иногда чувствуем угрызения совести в отношении родных, близких, родителей, которым не отдали должной любви, внимания при земной жизни и чувствуем, как, молясь за покойных наших близких и родных, сами получаем облегчение на сердце, потому что так и должно быть», – сказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что, молясь за усопших, мы исполняем свой долг перед ними. «Вот почему день поминовения усопших всегда почитается в нашем народе, и даже люди не очень церковные почитают этот день и приходят на кладбища», – подчеркнул он и призвал всех молиться за своих близких и родных.

Служба коммуникации ОВЦС