Митрополит Иларион: Через Таинство Крещения Господь открыл нам двери в Церковь
19 января 2018 года, в праздник Святого Богоявления − Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
За Литургией архипастырю сослужили профессор Свято-Владимирской семинарии протоиерей Александр Рентел (Православная Церковь в Америке), клирики храма.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
Перед великим освящением воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В праздник Крещения Господня, как и в некоторые другие великие праздники, мы слышим за Божественной литургией слова, которые поются вместо Трисвятой песни: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3.27). Эти слова святого апостола Павла напоминают нам о древней практике, которая существовала в Церкви с апостольских времен: крестить людей по особым большим праздникам – на Рождество, на праздник Богоявления, на праздник Святой Пасхи, на Пятидесятницу. Именно поэтому в литургическом уставе в эти праздники до сих пор остается предписание петь эту священную песнь, которая, прежде всего, напоминает нам о том, что все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Как мы сегодня слышали в апостольском чтении, не по нашим заслугам, но по Своей милости Господь призвал нас в Церковь и обновил нас в бане пакибытия, то есть в купели вечной жизни. Вечная жизнь дается нам через пребывание в Церкви Христовой и через участие в церковных Таинствах. И когда мы сходили в эту купель – кто-то из нас помнит это событие, а кто-то не помнит, потому что многие были крещены в младенчестве, – незримо Господь Иисус Христос облек нас Самим Собою, и с тех пор мы носим Его на себе как одежду. А когда мы приходим на Литургию и причащаемся Святых Христовых Таин, то принимаем Его внутрь себя.
Святая Церковь по завету Господа Спасителя, который Он дал Своим ученикам перед Своим вознесением на Небо, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19), установила это святое Таинство, через которое всякий человек, кто пожелает, может войти в Церковь Христову и в Царствие Небесное. И нет иной двери для вхождения в Церковь, кроме Таинства крещения. Именно поэтому в Символе веры, перечисляя самые важные догматические истины нашей Святой Православной Церкви, мы говорим: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».
Крещение совершается над человеком только один раз. Оно не может быть утрачено, не может быть повторено. Человек в крещении облекается во Христа. Но это не происходит автоматическим или магическим образом. Ведь чтобы осознать себя носящим это божественное одеяние, требуется вся жизнь: постоянное предстояние перед Христом, молитва ко Спасителю, желание жить по заповедям Божиим, постоянное вслушивание в слова Иисуса Христа, которые звучат для нас через чтение святого Евангелия.
Господь облек нас Самим Собою, но Он ожидает, что мы по слову апостола Павла «облечемся во оружие света» (Рим. 13.12), вооружимся мечом молитвы, покроем свою голову шлемом смирения, будем исполнять заповеди и через это приближаться к Богу. Господь дает нам все необходимое для спасения через Свои Святые Таинства. Через Таинство Крещения Он открыл нам двери в Церковь, через Таинство Исповеди Он помогает нам всякий раз обновлять себя после того как мы согрешаем, и омывать нашу греховную скверну; через Таинство Святого Причащения Он соединяет нас с Собою. И Он не только извне облекает нас, но и живет внутри нас, дабы все наше человеческое естество просветить Своим Божественным присутствием и Своей Божественной благодатью.
В праздник Крещения Господня, вспоминая наше собственное крещение и то, как Сын Божий принял Крещение от Иоанна в водах реки Иордан, будем молиться Господу, чтобы Он помог нам на всякий день и час чувствовать Его присутствие в нашей жизни и исполнять все, что Он нам повелел. Помолимся также и о том, чтобы вода, которую мы сейчас будем освящать, – на которую сойдет Святой Дух так же, как Он сошел на Самого Господа Иисуса Христа в момент Крещения, так же, как на Евхаристии Он сходит на хлеб и вино и они становятся Телом и Кровью Христа, – чтобы Дух Святой, сойдя на воду, сделал ее источником исцеления, источником освящения, а одновременно сошел бы и на нас и Своей благодатью просветил, освятил, вразумил и наставил на путь, ведущий к жизни вечной. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС