Митрополит Волоколамский Иларион совершил первую великопостную литургию Преждеосвященных Даров
17 февраля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» первую в наступившем Великом посту литургию Преждеосвященных Даров. Обратившись после богослужения к прихожанам с архипастырским словом, Владыка Иларион сказал:
«Сегодня мы совершили первую в этом посту Литургию преждеосвященных даров. Эта литургия была установлена Церковью в ту эпоху, когда люди причащались очень часто, и когда в Великом посту покаяние соединялось с представлением о том, что нужно воздерживаться от Причастия. Иными словами, Божественная литургия совершалась каждый день. Каждый день всякий человек, который приходил на литургию, мог причащаться Святых Христовых Тайн.
Но в Великом посту литургия отменялась для того, чтобы люди могли сосредоточиться на покаянии. Святая Церковь установила, чтобы не целую неделю, от воскресенья до субботы верующие были лишены Причастия, но чтобы в среду и пяток вечером они укрепляли себя причащением Святых Христовых Тайн.
Литургия Преждеосвященных Даров – это вечерняя литургия. Она соединяется с вечерней, и, по уставу, должна совершаться в вечернее время. Практика большинства приходов Русской Православной Церкви привела к тому, что в наши дни эта литургия совершается по утрам, но молитвы и стихиры, которые исполняются на вечерне, предшествующей этой литургии, а также и молитвы, читаемые во время самой этой литургии свидетельствуют о том, что совершаться она должна вечером. Конечно, в древние времена она совершалась вечером, потому что люди весь день в среду и пятницу в Великом посту не вкушали пищу. В наше время, когда мы работаем, связаны профессиональными или семейными обязательствами, для человека физически невозможно выдержать такой режим. Чтобы облегчить верующим подготовку к Таинству Причастия, на практике вечерняя Преждеосвященная литургия оказалась перенесенной на утро.
Особенностью этой литургии является то, что в ней отсутствует Евхаристия, то есть благодарение Богу и молитва о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Потому что литургия Преждеосвященных Даров является как бы продолжением той Евхаристии, которая была совершена в воскресенье. На воскресной литургии был заготовлен и освящен агнец для причастия, и до среды или до пятницы он сохраняется на престоле, для того, чтобы в эти дни мы могли прийти в храм и, совершив Преждеосвященную литургию, причаститься этих уготованных нам Святых Даров.
Особенностью литургии Преждеосвященных Даров является то, что она сосредоточена на поклонении Христу. Если на обычной полной Божественной литургии все молитвы посвящены самой Евхаристии, преложению хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, то на литургии Преждеосвященных Даров молитвы посвящены поклонению Христу, уже пришедшему и уже присутствующему в Святых Дарах.
Разница здесь заключается в том, что, когда мы приходим на полную литургию, то сначала на жертвеннике, а потом на престоле находятся хлеб и вино, и только под конец литургии, в конце Евхаристического канона, по молитве Церкви снисхождением Святого Духа они становятся Телом и Кровью Христа. На литургии Преждеосвященных Даров с самого ее начала на престоле присутствуют уже освященные Святые Дары, Тело и Кровь Христа. С самого начала литургии на престоле – Сам Христос, во всей Своей полноте присутствующий в Святых Дарах.
Потому суть этой Преждеосвященной литургии наиболее полно выражена в словах песни, которая поется на ней вместо Херувимской песни: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».
Прежде всего, в этой песни Церковь обращает наше внимание на то, что за Божественной литургией вместе с нами молятся и сослужат нам небесные ангелы. Вместе с нами они предстоят Богу, присутствующему среди нас в Своих Святых Дарах, которому мы поклоняемся.
«Се Жертва Тайная совершенна дориносится». Почему «совершенна»? Потому что эта жертва уже совершилась, в предыдущее воскресенье она уже была совершена и принесена, и мы не совершаем ее, а поклоняемся ей с поклонением и трепетом.
Почему «дориносится»? Слово это довольно трудно для понимания. Оно пришло к нам из греческого языка и отсылает к древнему римскому обычаю, согласно которому, император, выходивший к народу, был окружен воинами, которые держали в руках копья. Так же окружают в наши дни важных персон телохранители. Воины держали копья, которые, в случае опасности, направляли на толпу. Таким образом они защищали своего покровителя. Так образно в этой песни, так же, как и в обычной Херувимской песни, говорится о том, что Христос «ангельскими невидимо дориносим чинми», представляется как Бог, Которого невидимо окружают херувимы и серафимы, которые, подобно телохранителям, предстоят перед Ним. Мы вместе с этими ангелами, вместе с херувимами и серафимами предстоим Богу, поклоняемся ему и приобщаемся Святых Христовых Тайн.
Это совершенно особая литургия, проникнутая особым великопостным настроением. Даже те молитвы, которые читаются священниками и которые вы, к сожалению, не слышите, посвящены прежде всего аскетическому подвигу Великого поста. В этих молитвах мы просим Бога о том, чтобы Он помог нам побороть страсти, принести покаяние в грехах, и чтобы Великий пост, который мы сейчас начали, был для нас временем подлинного покаяния и подлинного исправления.
«Время поста светло начнем», – призывает нас сегодня Святая Церковь. Будем стараться в дни Великого поста как можно чаще приходить в храм для того, чтобы вслушиваться в слова покаянных молитв, по средам и пятницам за литургией Преждеосвященных Даров причащаться Святых Христовых Тайн; чтобы Великий пост стал для нас временем, когда мы еще теснее и еще полнее соединимся с Господом и через покаяние подготовимся к встрече с Христом страждущим в дни Страстной седмицы и с Христом воскресшим в день Святой Пасхи».
Служба коммуникации ОВЦС