Print This Post

26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнёс священник Алексий Дикарев.

После богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В первую Неделю после праздника Святой Пятидесятницы мы торжественно отмечаем память Всех святых. Празднование это установлено для того, чтобы мы с вами вспомнили о тех, кто на протяжении двух тысяч лет христианской истории угодили Богу своими делами, подвигами, праведной и богоугодной жизнью.

Святой Дух, Который изобильно излиялся на Церковь в День Пятидесятницы, о чем мы вспоминали в прошлое воскресенье, даровал Церкви великих святых, и действие Духа Святого в Церкви не оскудевало на протяжении всей ее истории.

Когда люди говорят или думают о святых, зачастую им кажется, что святые жили только в далекие времена: во II и III веке, когда Церковь подвергалась гонениям и было много мучеников; в IV и V веках, когда одна за другой возникали ереси и великие Отцы Церкви им противостояли; в последующие века, когда те или иные святые в разных землях просиявали своими подвигами и добродетельной жизнью. Очень часто мы думаем, что святость – феномен прошлого и в наше время быть святым невозможно, почему многие и говорят, что якобы нынче не те времена. И может создаться ложное впечатление, что Дух Святой оскудел в Церкви, и только в древности можно было идти путем святости.

На самом деле и в наше время есть возможность быть святым, о чем свидетельствуют наши современники – многочисленные новомученики и исповедники Церкви Русской, которые как солнце просияли в XX веке. Они жили в недавнем прошлом, но их имена уже сегодня вписаны в месяцеслов, то есть в календарь нашей Церкви. Они явили тот подвиг верности Христу, то исповедание имени Христова, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10. 32-33).

Новомученики и исповедники не постыдились называть себя христианами, членами Церкви, последователями Христа в те трудные и долгие десятилетия, когда имя Христово в нашей стране подвергалось хулению и было вычеркнуто из школьных учебников, литературы; когда Церковь подвергалась ожесточенному гонению, монастыри и храмы закрывались и безжалостно уничтожались. Наши мученики и исповедники не боялись ни властей, ни миродержителей тьмы века сего (Еф. 6.12), но бесстрашно шли на свою Голгофу вслед за Господом Иисусом Христом, Который явил Своим ученикам пример исповедничества и мученичества.

За почти 50 лет своей жизни мне довелось встретить несколько человек, чьи имена либо уже включены в святцы, либо, надеюсь, в ближайшее время будут там записаны. Один такой святой – преподобный Гавриил (Ургебадзе) – просиял в недавние времена на грузинской земле. Когда я с ним встретился, мне было 15 или 16 лет. Он нес очень трудный подвиг юродства. Почти вся его жизнь прошла в советское время, когда исповедать Христа публично, как мы сегодня слышали в Евангелии, было очень сложно. Даже те наши новомученики, которые шли на Голгофу, не могли публично исповедать имя Божие, потому что они умирали в застенках, расстреливали их тайно и никто не слышал этого исповедания. Только архивные документы свидетельствуют о том, что они бесстрашно шли на свою смерть.

Отец Гавриил, которого мы сегодня прославляем как преподобного и Христа ради юродивого, всю свою жизнь прожил в столице Грузии – Тбилиси, и в трудные советские годы бесстрашно и публично исповедовал имя Христово. Он забирал из закрывающихся храмов иконы, подсвечники или церковную утварь, и все это приносил к себе домой. Во дворе своего дома отец Гавриил своими руками построил церковь. Иконы для этой церкви он находил и на городских свалках, куда в безбожное время святыни выкидывали вместе с мусором. Иногда он целыми днями бродил по свалкам, копался в мусоре и забирал не только выброшенные иконы, но и изображения икон из светских журналов. Все это он бережно приносил к себе в дом.

Однажды, во время первомайской демонстрации, он сжег портрет Ленина и, стоя у горящего портрета, стал проповедовать собравшимся людям Христа. Он говорил: «Не поклоняйтесь идолам, поклоняйтесь Единому Богу и Его Сыну Иисусу Христу». За это его арестовали, судили, но так как он был юродивым и ни о чем кроме Бога и Церкви говорить не мог, то его отправили на обследование в психиатрическую больницу, где он был признан сумасшедшим. Когда его выпустили, он продолжил заниматься тем же: ходил по улицам, подбирал на свалках иконы, а иногда приходил в питейные заведения, находил человека, который пытался утопить свое горе в вине, и начинал тому рассказывать о Христе.

Миновало советское время и отец Гавриил стал духовником одного из монастырей в Грузии. На исповедь или за советом к нему съезжалась вся страна. Кончина старца была предсказана им самим. Он также предсказал, что когда будут обретены его мощи, половина страны приедет на его похороны и на его прославление. Так совсем недавно и произошло.

Как вы, наверное, знаете, в Православной Церкви существует правило: если в одной из Поместных Церквей канонизирован святой, его имя сообщают главам всех остальных Поместных Церквей. И вот, когда Грузинская Церковь прославила отца Гавриила, нам сообщили об этом, и на заседании Священного Синода мы приняли решение о включении его в наш церковный календарь. Для меня этот момент подписания синодального решения стал особо трогательным, ибо отец Гавриил был не просто кем-то, о ком я мог узнать только из документов – я видел его своими глазами и могу засвидетельствовать, что в нем сиял образ Христа. Ведь неслучайно тысячи людей приходили к нему…

И на нашей земле, и в других землях были такие святые. Их жизнь и их свидетельство показывает, что действие Святого Духа не оскудевает в нашей Церкви и что у каждого из нас всегда есть возможность идти путем святости.

Поэтому, прославляя сегодня Всех святых от века просиявших, помимо всех ветхозаветных праведников, о которых мы слышали сегодня в апостольском чтении, помимо святых Нового Завета, чьи образы мы видим на стенах наших храмов, чьи сочинения читаем и подвигами вдохновляемся, мы вспоминаем и святых недавнего времени —  тех, которые жили среди нас и память о которых еще свежа.

Будем обращаться ко Всем святым и сугубо к тем, которые дороги каждому из нас, ибо у каждого есть свои святые – те, чьи имена мы носим, и те, кого мы особо почитаем. Будем просить их, чтобы помогли нам следовать за Господом и просвещаться той же благодатью Святого Духа, которой они были просвещены, и чтобы по их молитвам все мы достигли Царства Небесного. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС