Print This Post

13 марта 2016 года, в Прощеное воскресенье, председатель Отдела внешних  церковных связей Московского  Патриархата митрополит Волоколамский  Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Накануне начала Великого поста мы слышим в Евангельском чтении слова из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа.

Господь напоминает нам о трех условиях, при которых наш пост и  весь наш жизненный подвиг будет Ему благоугоден. Христос, во-первых, говорит о том, что мы должны прощать нашим ближним, как Господь прощает нам. Если же не прощаем, то и Бог нас не простит.

Если хотим, чтобы Бог нам простил, то должны учиться прощать людей. Это нравственное правило, которое Господь установил для Своих последователей, отличает христиан от нехристиан, от представителей других религий. В сем мире действует закон справедливого возмездия: тебе делают плохо – ты должен воздать тем же, тебе делают хорошо – от тебя ожидается благодарность. Но Иисус Христос вводит совершенно другие правила для Своих последователей. Он говорит нам прощать, потому что мы должны помнить о том, как Господь прощает наши грехи, не наказывает нас за то зло, которое мы вольно или невольно совершаем, и Своими милостями осыпает нас, несмотря на то, что мы недостойны этих милостей.

Нужно помнить: если мы живем, если у нас есть здоровье, если дело спорится в руках, это потому, что Господь благословляет нас. Стоит только Богу отнять от нас Свое благоволение, и все будет в наших руках рассыпаться, как было с Иовом, которого Господь подверг испытаниям для того, чтобы тот еще крепче уверовал в Него. Так иной раз и нас Господь подвергает испытаниям, но не оставляет в этих испытаниях надолго, потому что знает, что мы немощны. Он прощает нам наши грехи, и ожидает только того, чтобы мы у Него учились прощать, чтобы с Него брали пример и прощали своим должникам.

Вторая вещь, которую Господь напоминает нам сегодня, ‒ то, как мы должны соблюдать пост. Он говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6. 16-17). Со светлым лицом встречай каждого человека, потому что пост заключается не в том, чтобы измождать свою плоть, не в том, чтобы впадать в уныние, но в том, чтобы людям являть лик истинного Бога через наши добрые дела.

В первые дни Великого поста на вечерне перед Литургией Преждеосвященных Даров мы услышим песнопения, в которых говорится о том, что такое истинный пост. Эти песнопения написаны по мотивам книги пророка Исаии, который говорит от лица Бога израильскому народу: «Праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1. 14). Потому что истинный пост заключается в том, чтобы делать добрые дела людям, чтобы голодного накормить, нагого одеть, не имеющего кров ввести в дом. Господь напоминает нам: истинный пост – это добрые дела, а не показное благочестие, которым хвалились фарисеи и которым иной раз и в наше время хвалятся христиане, выставляя себя великими подвижниками перед другими людьми.

Бог ожидает от нас не внешнего поста, а того, чтобы мы встали на путь покаяния, чтобы мы изменили свой образ жизни. Он ожидает, чтобы мы, если делаем добрые дела, в продолжение постного поприща совершали их еще больше, а если не делаем, то делали хотя бы столько, насколько хватает наших сил и возможностей. Господь ждет, чтобы мы, если имеем дурные привычки, отказались от них хотя бы на время поста, а может быть, и насовсем, чтобы для каждого из нас пост стал возможностью подняться хотя бы на одну ступеньку выше на пути нравственного и духовного совершенствования.

И, наконец, третье, о чем напоминает нам Господь. Он говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6. 21). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6. 19-20). Сокровища на земле – это материальное богатство, земные успехи и земная слава. Это все, что можно приобрести здесь, но что не перейдет с нами в мир иной. А сокровища на небе – это то духовное богатство, которое человек приобретает в своей душе и которое никуда от него не уйдет, потому что вместе с ним перейдет в иную жизнь. Именно по тому, сколько духовных сокровищ человек накопил в своей душе, будет он судим на Страшном суде.

Именно от этого зависит его судьба в вечности ‒ не от того, сколько денег он здесь накопил, каким успехом, какой славой он пользовался, не от того, что о нем люди говорили или говорят, но от того, что у него внутри и что у него в сердце. Путь Великого поста – это путь накопления внутренних сокровищ нашей души.

Каким образом и при посредстве чего мы можем их накапливать? Во-первых, как можно чаще в дни Великого поста посещать службы, потому что богослужения нашей Святой Православной Церкви есть духовная школа, которая необходима каждому из нас. Господь через слова богослужений, через Священное Писание, которое читается в храме, через проповедь священников научает нас, как идти по нашему жизненному пути и как проходить поприще Великого поста.

Во-вторых, следует стараться читать Святое Евангелие и Священное Писание Ветхого Завета, чтобы вновь и вновь вслушиваться в речи Господа нашего Иисуса Христа, вчитываться в слова пророков и апостолов, дабы вложенная в них духовная мудрость ложилась на сердце.

И, наконец, исполняя пост, соблюдая те предписания, которые Церковь установила, не будем забывать то, о чем в дни Великого поста нам напоминает Церковь: Господь призывает нас к добрым делам, и пост – как раз то самое время, когда мы можем успеть сделать то, чего еще не успели сделать, когда мы можем усовершенствоваться в добре.

Вступая в Великий пост, будем просить прощения друг у друга, ибо этот воскресный день называется Прощеным воскресеньем. Обязательно попросим прощения у своих близких, потому что именно их мы чаще всего вольно или невольно обижаем.

Будем просить прощения и у тех людей, перед которыми не мы виноваты, а кто, как мы считаем, виноват перед нами. Не будем ждать, пока они первые у нас попросят прощения, а сами попросим; если же они не простят, то Господь простит.

Примирившись с Богом и ближними, вступим в поприще Великого поста, идя по которому, с Божией помощью достигнем и Страстной седмицы, и светлого праздника Воскресения Христова. Аминь».

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата также обратился со словом приветствия к присутствовавшему в храме послу по особым поручениям МИД России Е.Ю. Томихину. По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион вручил дипломату орден преподобного Серафима Саровского (III степени).

Служба коммуникации ОВЦС