Print This Post

13 февраля 2016 года на телеканале «Россия 24» прозвучало интервью митрополита Волоколамского Илариона. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал о значении состоявшейся в международном аэропорту Гаваны встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском.

– Здравствуйте, владыка Иларион! Первый вопрос – как Вы в целом охарактеризуете результаты диалога, свидетелями начала которого мы все стали? Совместная декларация, которая была подписана, позволяет сделать некоторые выводы. Какова Ваша оценка?

Встреча продолжалась в общей сложности два часа и завершилась подписанием Совместного заявления. Эта декларация, как мне кажется, в полной мере отражает содержание встречи.

Папа и Патриарх встретились в очень тревожное время. Еще когда мы готовились к этой встрече, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что ситуация, которая сложилась в мире сегодня, напоминает ситуацию 1962 года, когда так называемый Карибский кризис поставил мир на грань ядерной войны. И тогда с обеих сторон нашлась добрая политическая воля, которая позволила разрешить этот кризис. Но слышащиеся сегодня по вопросу о Сирии высказывания и риторика, возникающие в настоящее время угрозы снова поставили мир на ту же самую грань.

Именно в этот момент очень важно было встретиться Папе и Патриарху как лидерам двух крупнейших христианских Церквей, дабы обсудить, что же сейчас делать. Потому что создаются различные коалиции для борьбы с терроризмом,  и возникает реальная угроза, что эти коалиции могут столкнуться между собой. Здесь существует понимание: для того, чтобы победить терроризм, нужна одна коалиция, которая должна в себя включать всех людей доброй воли – не только политиков, но и религиозных лидеров. В этом очень напряженном и, я бы сказал, срочном контексте происходила в Гаване встреча между Папой и Патриархом.

– Вы присутствовали на переговорах, которые вчера продолжались в течение двух часов. Сейчас мы посредством прямой трансляции присутствовали при том, какие дискуссии происходили в Мюнхене на Конференции по безопасности. Конечно, совпадение, что обе эти дискуссии происходили практически в одно и то же время, в один и тот же глобальный период нестабильности. В Мюнхене, по-моему, пока не пришли к согласию по поводу того, что делать, в том числе, и с положением христиан в ближневосточном регионе, и с продвижением террористических группировок на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Как Вы считаете, может ли декларация, которая была принята на встрече в Гаване, каким-то образом повлиять на геополитическое положение дел сейчас? Будут ли к этому прислушиваться политики, которые друг к другу сейчас, по-моему, не очень готовы прислушаться?

– Все большие войны происходили из-за того, что политики не хотели слушать друг друга, не умели друг к другу прислушиваться. Думаю, что голоса двух духовных лидеров, прозвучавшие сегодня как единый голос, все-таки должны заставить политиков прислушаться и услышать предупреждение о той угрозе, которая нависла над человечеством.

Главной темой встречи было положение на Ближнем Востоке. И Папа, и Патриарх много внимания уделили положению христиан, которые на Ближнем Востоке, в некоторых странах Северной и Центральной Африки подвергаются не просто гонениям – они подвергаются геноциду. Этот процесс начался с так называемой арабской весны. Мы все знаем, кто инспирировал «арабскую весну», и видим сейчас, к каким трагическим последствиям она привела.

Еще тринадцать лет назад в Ираке проживало полтора миллиона христиан. Сегодня их осталось там, в лучшем случае, 150 тысяч. И те, которые остаются, находятся под постоянной угрозой смерти. То есть произошла настоящая трагедия, был развязан подлинный геноцид христиан в Ираке. Затем практически то же самое произошло в Ливии, откуда христиане изгнаны. Попытка изгнать христиан была предпринята также в Египте, однако при новом правительстве этот процесс, слава Богу, остановился и прекратился. Но и сейчас мы видим, какие события разворачиваются в Сирии.

По сути дела, верующие во Христа изгоняются из тех земель, где христианство зародилось, где христиане жили на протяжении двух тысячелетий. Причем жили они бок о бок с представителями других религиозных традиций, в том числе представителями ислама. Сегодня же само их существование там поставлено под угрозу. И, конечно, Папа и Патриарх, встречаясь в Гаване, говорили, прежде всего, об этом. Шла также речь о том, что необходимо призвать политиков, участвующих в разных антитеррористических коалициях, сплотиться и прийти к скоординированным и согласованным действиям, потому что именно несогласованность может привести к трагической развязке, которая обернется для мира неисчислимыми страданиями и Третьей мировой войной.

– При всем при этом сейчас идет большая дискуссия о том, какая роль отводится Церкви в решении нынешней ситуации, которая приобретает черты глобального конфликта, и какие практические шаги могут последовать за принятием сегодняшней декларации. Скажите, пожалуйста, какую роль имеет состоявшееся событие в отношениях двух Церквей и что будет дальше в диалоге между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью?

– Хочу отметить, что никакого объединения двух Церквей не планируется. То, ради чего эта встреча произошла, можно охарактеризовать как призыв к лучшему взаимопониманию. Очень важно, чтобы православные и католики слышали друг друга, чтобы в современной ситуации, когда верующие Православной и Католической Церквей стоят перед одними и теми же вызовами, мы все научились действовать не как соперники, а как союзники. В Совместном заявлении об этом прямо сказано: мы не соперники, а братья. И именно из этого понимания должны исходить сегодня верующие двух Церквей.

Ни о каком объединении, ни о каком богословском или догматическом компромиссе речи не идет.

Кстати, должен сказать, что богословские вопросы вообще не затрагивались на этой встрече. Известно, что православных и католиков разделяют определенные разногласия по богословским вопросам. Например, православные считают, что Святой Дух исходит от Бога Отца, католики же говорят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. У нас также разное понимание того, как Церковь должна быть устроена на вселенском уровне. Католики считают, что Папа – это вселенский архиерей. Мы не признаем первенство Папы – ни в той форме, как оно существует сегодня, ни такое, каким оно было в первом тысячелетии.

Все эти, как и другие существующие разногласия, на прошедшей в Гаване встрече не обсуждались, ибо она изначально не была запланирована для обсуждения богословских вопросов.  На встрече обсуждалась актуальная проблематика: очень важно было сказать слова в защиту гонимых христиан, дать оценку международной ситуации. Важным стало то, что из уст Папы и Патриарха прозвучали оценки ситуации на Украине, ситуации в Европе; прозвучала оценка религиозному возрождению, которое произошло в России и ряде других стран Восточной Европы.

Хотел бы отметить, что позиции по Украине у Папы и Патриарха в значительной степени совпадают. Была зафиксирована высокая степень согласованности взглядов двух Предстоятелей по ситуации на Украине, а также по тем мерам, которые должны приниматься для прекращения братоубийственного противостояния. И Папа, и Патриарх призвали верующих Православной и Католической Церквей предпринимать все необходимое для того, чтобы вновь вернуть на землю Украины мир.

Конечно, в декларации было сказано и об унии, которая продолжает оставаться проблемой, разделяющей наши Церкви. При подготовке этой встречи мы не раз говорили о том, что проблема «униатизма», проблема действий униатов на западной Украине  является тем, что наши Церкви разделяет. К сожалению, эта проблема не решена, и греко-католики продолжают говорить  очень неприятные, несправедливые вещи о Русской Православной Церкви, продолжают заниматься разжиганием межконфессиональной розни.

Тем не менее, срочность ситуации заставила Папу и Патриарха, не откладывая, провести эту встречу. И по проблеме унии тоже были найдены очень правильные слова. В декларации было сказано, что уния не является тем методом, при  помощи которого можно приводить людей в единство веры.

Служба коммуникации ОВЦС