Print This Post

19 января 2016 года, в праздник Святого Богоявления − Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в московском храме в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

За Литургией архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Даниил Торопов.

По окончании Литургии митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В праздник Богоявления мы вспоминаем событие, которое описано в сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея. Но об этом событии повествуют также евангелисты Марк и Лука. Они рассказывают, что в самом начале Своего служения Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна – пророка и Крестителя.

Иоанново крещение – это крещение покаяния, духовный смысл которого состоял во оставлении грехов.

Господь наш Иисус Христос, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался в очищении, но пришел на Иордан, чтобы исполнить всякую правду (см. Мф. 3. 15), о чем и сказал Иоанну, пытавшемуся воспрепятствовать Ему (см. Мф. 3. 14). Что же означают слова Господа: «Так надлежит нам исполнить всякую правду?» Исполнить правду значит исполнить волю Божию. Сын Божий пришел на эту землю, чтобы исполнить волю Бога Отца. И Он должен был начать Свое служение с того, чтобы в числе других людей принять крещение – погрузиться в воды Иордана.

Эта река питала пресной водой всю землю Галилейскую, где Господь Иисус Христос жил и проповедовал. Мы слышали вчера, из чтения Ветхого Завета, что с этой рекой в истории Израиля были связаны многие знаменательные события. Но Господь сошел в Иорданские воды не для того, чтобы очиститься, как другие люди, приходившие к Иоанну Крестителю, но чтобы наполнить эти воды Своим Божественным присутствием и Своей Божественной силой. И, сойдя во Иордан, Господь освятил воды Своим Божеством.

Крещение Спасителя во Иордане стало прообразом того крещения, которое каждый из нас – кто в младенчестве, а кто уже в зрелом возрасте – принял, чтобы войти в Церковь. Не каждый помнит свое крещение, но нет такого человека, который стал бы членом Церкви, не пройдя через очистительные воды крещальной купели. Господь для того и открыл нам путь в Царство Небесное, который начинается с крещения, чтобы исполнить всякую правду. Он исполнил эту правду в Своей жизни, и теперь Он хочет, чтобы и мы исполняли ее, живя в этом мире. И как Он прошел через воды Иорданские, так же и мы прошли через воды крещальной купели, чтобы в этом мире, где царствует зло, ложь, неправда и ненависть, исполнять правду Божию, то есть Его волю.

Чтобы исполнить волю Божию, человеку зачастую приходится идти вопреки воле других людей, как говорится, плыть против течения. А иной раз приходится преодолевать и собственную волю, потому что очень часто наша человеческая воля склоняет нас не к добру, а ко злу, ко греху. И чтобы исполнить волю Божию, иной раз нам приходится переступать через себя. Но в этой борьбе Господь никогда не оставляет нас одних. И как Он сошел в воды Иорданские, чтобы наполнить их Своим присутствием, так и сейчас Он пребывает среди нас, помогая на нашем жизненном пути.

В праздник Богоявления мы освящаем воду в воспоминание Крещения Господня, чтобы она была целительной и спасительной для наших душ и телес. Но мы должны помнить, что святая вода, которую мы воспринимаем как великую святыню, от которой причащаемся, то есть пьем ее, окропляем свои жилища, не может заменить человеку самую главную святыню. Эту святыню – Евхаристию — Господь оставил на Тайной Вечере Своим ученикам, когда, раздав им хлеб, сказал: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26.26), и дал испить из чаши, со словами: «Сия есть Кровь Моя» (Мф. 26.28). Спасительное Таинство Евхаристии является самой главной и самой великой святыней Церкви, ибо через него мы принимаем внутрь себя Самого Бога. И как Бог некогда Своим присутствием наполнил воды Иорданские, так Он через Таинство Причащения Своей силой и энергией наполняет наши души и тела, соединяя нас с Собою духовно и телесно, и дает нам возможность уже в этом земном мире жить в реальности Царства Божия.

Совершая сейчас великое освящение воды, будем молиться, чтобы Господь ниспослал Святого Духа на воду так же, как Он ниспосылает Его на хлеб и вино за Божественной литургией; чтобы эта вода стала для нас источником, текущим в жизнь вечную (Ин. 4. 14). Будем просить Бога, чтобы Святой Дух всегда пребывал среди нас и чтобы Господь Иисус Христос всегда помогал нам исполнять ту правду и волю Божию, которую Он исполнил от начала и до конца, вплоть до Своей крестной смерти. Аминь».

Затем митрополит Иларион совершил великое освящение воды.

 

Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Александр Игонин,
Служба коммуникации ОВЦС