Print This Post

19 сентября 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор Владимир Александрович Мау.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

Церковный год, как известно, начинается не в январе, а в сентябре. Однако вести отчет года с начала осени – традиция не только церковная, но и академическая. В этом месяце по всей России с новыми силами, планами и идеями приступают к творческой и учебной работе тысячи профессоров, ученых, преподавателей, а также миллионы студентов. В эти непростые для России и мира времена государство и общество особенно осознают непреходящую ценность образования.

Сфера образования и науки – это не только пространство знаний. Это, прежде всего, среда формирования личности, профессионала, гражданина. Именно университеты сегодня собирают для страны творческую, активную и целеустремленную массу талантливых людей для того, чтобы их потенциал раскрылся на благо России.

Сегодняшнюю передачу я решил посвятить теме университетского образования. У меня в гостях ректор одного из крупнейших вузов страны – Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – профессор Владимир Александрович Мау. Здравствуйте, Владимир Александрович!

В. Мау: Здравствуйте, владыка! Спасибо за приглашение на эту передачу.

Очень важно, что образование, которое иногда называют консервативной отраслью, на самом деле не стоит на месте. Образование сталкивается с новыми вызовами, на которые, безусловно, оно должно отвечать. Образование не начинается в вузе и не оканчивается в нем. Особенностью современных развитых стран, к которым относится Россия, является переход к системе непрерывного образования, которое начинается с самого раннего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всей жизни. Получить образование в наше время вовсе не означает только научиться грамоте, как это было 150 лет назад, или получить профессию и работать по специальности всю жизнь, как 50 лет назад; образование – это некий непрерывный процесс, в котором вуз является одним из существенных элементов. С этой точки зрения мы и должны рассматривать процесс современного образования и дальше обсуждать его особенности на том или ином этапе жизни.

Митрополит Иларион: Российское образование имеет долгую и непрерывную историю, и очень важно, что поступательное развитие образовательных процессов способствовало постепенному наращиванию их потенциала.

Если говорить о нашей церковной системе образования, то она создавалась на протяжении многих веков, но потом была фактически прервана, и приходилось несколько раз воссоздавать ее практически с нуля. И здесь произошли интересные процессы. Две системы – светская и церковная – сблизились, и сегодня у нас много точек пересечения. Помимо того, что у нас есть собственная система образования, направленная на подготовку священнослужителей, богословов, мы в последние годы очень интенсивно развиваем теологию как науку в светском образовательном пространстве.

Сегодня есть немало примеров сотрудничества и между духовными учебными заведениями и светскими вузами, и внутри светских вузов между представителями самых разных школ мысли. Один из проектов, который мы с вами успешно осуществили, это, с нашей стороны, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия, ректором которой являюсь я, а с вашей стороны – Российская академия народного хозяйства и госслужбы, которую возглавляете Вы. Этот проект призван систему непрерывного образования, о которой Вы сейчас сказали применительно к светскому пространству, распространить также и на людей Церкви, в том числе на наши управленческие кадры.  Одним из совместных образовательных проектов, который мы успешно осуществили в предыдущие годы, являются курсы повышения квалификации для наших архиереев.

В. Мау: Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Вас, владыка, за поддержку этого проекта. И Ваша поддержка, и поддержка Святейшего Патриарха была критически важна для проектов, которые начались в минувшем учебном году. Я уверен, они будут иметь хорошее продолжение, ведь они направлены на решение сразу нескольких задач, среди них, в частности, управленческое образование, которое вполне уместно, в том числе и в Русской Православной Церкви, и совместные исследования.

Вы сказали о разделении духовного и светского образования. Образование – это очень деликатная, тонкая сфера развития человека. В этом смысле, честно говоря, я до конца не представляю, в чем коренное различие между духовным и светским образованием. Образование или есть, или его нет. Вы занимаетесь образованием, глубоко читая цельный текст, неважно духовного или светского содержания; важно то, что создает интеллектуальное развитие личности. В этом смысле можно испортить и физику, и теологию, и философию, и экономику. Нам очень важно не разделять сейчас сферы образования, а, наоборот, объединять их, переплетать, подходить с высокими критериями качества образования безотносительно к его предмету. Повторю очевидную старую истину: «Время разбрасывать камни и время собирать их» (см. Ек.3,5).

Митрополит Иларион: Мы сейчас с Вами собираем камни.

В. Мау: Да. В образовании сейчас наступило время интеграции и объединения. Сейчас, как мне кажется, время объединения наук. Это очень трудно. Энциклопедисты эпохи Возрождения вряд ли у нас еще будут. Вряд ли у нас будет новый Ломоносов, занимающийся всеми науками. Но интеграция наук и появление нового знания, появление нового физического и в то же время нового духовного опыта, мне кажется, в этом задача современного университета.

Митрополит Иларион: Если я правильно Вас понимаю, в течение какого-то достаточно длительного времени образовательные процессы развивались в сторону все большей и большей специализации, и ставилась задача – я ведь помню как, например, в советское время выстраивалась система образования – воспитать человека, квалифицированного в той или иной области, специалиста. А те интеграционные процессы, о которых Вы сейчас говорите, для нашей системы образования достаточно новые и направлены на то, чтобы создавать не просто специалиста узкого профиля, но чтобы помочь человеку раскрыться как личность, реализоваться в профессиональном плане и весь свой потенциал поставить на службу ближним, Отечеству.

В этом случае, действительно, такой интегральный подход помогает совершенно по-новому взглянуть на систему образования. Допустим, если мы говорим о теологии, то можно воспринять изучение Священного Писания, творений отцов Церкви как узкую специализацию чисто религиозной богословской проблематики. Но ведь для того, чтобы, например, архиерей управлял епархией, ему недостаточно только теологических знаний. Ему еще нужны знания из очень многих практических областей, ибо сегодня архиерей, помимо того, что должен быть, конечно, и богословом, и пастырем, и знатоком своей церковной традиции, он должен быть и очень эффективным управленцем. И здесь как раз наши с Вами интересы соприкасаются. Когда наши архиереи приходят на курсы повышения квалификации в Академию народного хозяйства и государственной службы, то они с огромным интересом узнают многое из того, чего они раньше не знали. Эта конвергенция различных отраслей знания с целью помочь человеку максимально овладеть навыками (в данном случае мы говорим об управлении), необходимыми в его профессиональной деятельности, и знаниями, помогающими ему раскрыться как личность. И это наша общая задача, которую мы совместно решаем.

В. Мау: Несомненно и то, что человек, получив специальность в вузе, не может работать по ней на протяжении всей жизни. На разных этапах своей жизни он сталкивается с новыми опытами, практиками и возможностями служить не только ближним и стране, но и себе лично и всему миру, что тоже не менее важно. Эта способность адаптироваться, на мой взгляд, является важнейшей задачей университета. Для этого университет должен давать фундаментальное образование. Университет – это не ремесленное училище, это не о том, как заполнять бухгалтерский отчет (при всей важности этого знания, для этого университет не нужен). Это, на мой взгляд, определенная практика и опыт поколений.

Вы сказали, что архиереи не могут получить в духовном вузе управленческого образования. Но ведь управленческое образование, если не относиться к нему как к набору каких-то шаблонных умозрительных рекомендаций, по своей сути – это опыт поколений. В моем понимании, та же теология, то же изучение Писания дает огромный интеллектуальный и духовный опыт, в том числе и с точки зрения управленца. Я имею в виду не только заповеди, не простое понимание, что есть Десять заповедей, есть Нагорная проповедь, надо им следовать и все будет хорошо. Нельзя им следовать просто так, ведь это тоже результат определенного исторического этапа развития не только мира, но и каждого человека. В этом смысле образование должно, как мне представляется, сочетая свою тяжелую часть, техническую (если угодно, математическую, физическую) с духовной, создавать ситуацию, при которой знание оказывается практически бесконечным. Конечно, не мне Вам это цитировать, но апостол Павел писал к Коринфянам: «Сейчас вы можете из своего избытка восполнить их нехватку, а когда у вас будет нехватка, а у них избыток, они восполнят вашу нехватку» (2 Кор. 8, 14). Нахождение вот этого состояния равновесия есть основная задача образования, равно как и духовной деятельности Церкви, как мне представляется.

Митрополит Иларион: Вы очень правильно расставили акценты. Было бы интересно с Вами поразмышлять на тему смены профессии, которую Вы затронули. Действительно, очень многие люди меняют профессию по разным обстоятельствам: учились для одного, а интересно работать в какой-то другой сфере, или жизнь так сложилась, или человек почувствовал какое-то новое призвание. Кроме того, есть такие профессии, которым специально вообще не учат. Например, президент страны или премьер-министр. Разве можно выучиться на президента, на премьер-министра? Невозможно.

В. Мау: Мне кажется, и на митрополита нельзя выучиться…

Митрополит Иларион: Совершенно верно. Можно выучиться на священнослужителя, но как далеко этот священнослужитель пойдет, какую он позицию займет – во многом зависит от  его универсальных способностей и знаний, которые не ограничиваются рамками школьного, семинарского или университетского курса.

Как Вы правильно заметили, университет создается не как профтехучилище, не как пространство, где человек должен получить узкие навыки, но, прежде всего, как пространство для интеллектуального и духовного развития человека как личности с определенными нравственными ориентирами. Вот почему в процессе образования нравственная составляющая, с нашей церковной точки зрения, не менее важна, чем составляющая интеллектуальная или, как сейчас говорят, когнитивная, направленная на приобретение того или иного количества знаний.

Университеты должны создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности, должны воспитывать людей, а не просто давать им некую сумму знаний. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать гражданина, который чувствует себя ответственным за себя, за свою семью, за свою страну. И эту огромную задачу мы можем решить только общими усилиями.

В. Мау: Несомненно. В процессе этого воспитания нужны определенные технологии. Это же не внушение, не повторение каких-то прописных истин, но прежде всего, это освоение богатого опыта, который есть у страны и у мира. Это освоение и духовного опыта, ведь гуманитарная составляющая нужна в любом образовании, в том числе в самом тяжелом – техническом. Необходимо понимание того, что человек существует не здесь и сейчас, а в длинном историческом процессе.

Одна из проблем современных молодых людей, с которой я сталкиваюсь – им кажется, что есть только они, что ничего не было в прошлом, и, может быть, ничего не будет в будущем. Мы вырываемся из исторической духовной практики поколений. Это очень опасный момент в современном развитии образования, на который надо серьезно воздействовать и принимать во внимание.

Задача нашего университета – в каких-то базовых принципах стать университетом доиндустриальным, в котором преподаватель формировал бы ученика. Сейчас очень важно, чтобы университеты были способны формировать личности, которые будут динамичными в нашем динамичном мире. Мы понимаем, что если в университете, предположим, минимально учиться шесть лет (бакалавриат плюс магистратура), к моменту окончания магистратуры в мире появятся специальности, которых не существовало на момент поступления. А через десять лет появятся новые. В этом смысле само понимание успеха в жизни, мне кажется, меняется. Успешный – это не тот, кто всю жизнь работает по специальности, а тот, кто находит новые возможности для реализации себя и для служения обществу. Это достигается через глубокое изучение истории, культуры, цивилизации, духовного наследия человечества.

Митрополит Иларион: Спасибо, Владимир Александрович, за интересную беседу. Желаю Вам успехов в новом учебном году, и в Вашем лице – всем нашим уважаемым ректорам, профессорам, всему нашему ученому сообществу и студенчеству.

Служба коммуникации ОВЦС