Print This Post

22 мая 2015 года, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнёс священник Даниил Торопов.

По окончании богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За Божественной литургией в день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, мы слышим евангельские блаженства сразу в двух версиях. В том виде, как они изложены в Евангелии от Матфея, блаженства поются за каждой Литургией на третьем антифоне. Кроме того, мы их слышали в более короткой версии при чтении зачала из Евангелия от Луки.

Читая эти два Евангелия, мы видим, что Нагорная проповедь, которая содержится в Евангелии от Матфея, – длинная, торжественная, в ней многое сказано Господом нашим Иисусом Христом. Проповедь, о которой говорится в Евангелии от Луки, Господь произнес не на горе, а на равнине; она намного короче, чем Нагорная проповедь, и блаженства звучат там по-иному.

В Евангелии от Матфея Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5. 3-5) и далее… Мы все с вами хорошо знаем этот евангельский текст.

В Евангелии от Луки звучат слова Спасителя: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны плачущие, ибо вы воссмеетесь. Блаженны алчущии и жаждущие, ибо вы насытитесь» (Лк. 6. 20–21). Там «алчущие и жаждущие правды», а здесь – просто «алчущие и жаждущие». Там «нищие духом», а здесь – просто «нищие». Так, по крайней мере, читалось в древних рукописях Евангелия от Луки.

Ученые, которые занимаются сличением евангельских текстов, говорят: «Ну, по всей видимости, более короткая версия – оригинальная. Господь Иисус Христос, наверное, говорил всё более коротко. А потом евангелист Матфей для своей церковной общины услышанное подредактировал, отшлифовал, добавил к одним блаженствам другие, алчущих и жаждущих превратил в алчущих и жаждущих правды, а нищих – в нищих духом».

Но я думаю, что всякий человек, который относится к Евангелию с доверием и понимает, что евангелисты не стали бы присочинять от себя какие-то речи к тому, что они слышали от Самого Господа, видит при сравнении этих текстов, что речь идет о двух разных проповедях Иисуса Христа. Одну Он произнес на горе, а другую – на равнине. Одна была длиннее, другая была короче. В Нагорной проповеди Христос говорил одно, в другой – то же самое, но более коротко и по-иному.

В итоге мы с вами имеем две версии евангельских блаженств. Они не отличаются одна от другой радикальным образом, но в версии, которую мы читаем в Евангелии от Луки, подчеркивается, прежде всего, разница между тем, что люди испытывают в этой жизни, и тем, что они будут испытывать в жизни будущей: если они здесь плачут, там – возвеселятся, если они здесь алчут, там – насытятся. В Евангелии от Матфея в заповедях блаженства мы слышим целую духовно-нравственную программу, список добродетелей, которых Господь ожидает от Своих учеников. И начинается это список со слов: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Божие» (Мф. 5. 3), а далее есть слова: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5. 5).

Празднуя сегодня память святителя и чудотворца Николая, мы обращаем внимание, что Церковь обращается к святителю словами «правило веры и образ кротости». Неслучайным является совпадение того, что мы видим в списке добродетелей, заповеданных Господом ученикам, с качествами, которые явил в своей жизни святитель Николай.

Ученые, которые изучают Нагорную проповедь, говорят: некоторые ее наставления настолько возвышенны, настолько требуют от человека самоотречения и подвига, что нереально ожидать, что люди будут эти требования и правила исполнять. Например, мы помним слова Господа Иисуса Христа «любите врагов ваших». Но кто из нас может сказать, что мы любим врагов, что мы способны или хотим любить их? Мы готовы любить тех, кто нас любит. Мы готовы любить своих родственников, ближних, тех, кто нам делает добро, но почему и с какой стати должны любить тех, кто нас ненавидит, кто на нас клевещет, кто делает нам зло? Почему мы не должны ответить им тем же? Почему, когда нас ударяют в одну щеку, мы должны подставлять другую? Но так заповедует нам Господь Иисус Христос.

Святитель Николай, как известно из его жития, не остановился перед тем, чтобы ударить в щеку еретика, когда услышал богохульную ересь. За это, как говорит предание, он был даже на некоторое время отстранен от епископского служения. Как же сочетается кротость, что мы прославляем в святителе Николае, и этот поступок, о котором известно из церковного предания?

А сочетается это следующим образом: когда речь идет о защите веры, истины, Господь ожидает от нас твердости, несокрушимости и способности противостоять ереси и лжеучению. Он ожидает от нас способности противостоять злу. Это случай, когда мы должны не подставлять левую щеку, но по примеру святителя Николая сами ударить еретика в щеку – правую, левую или обе – чтобы воспрепятствовать тому лжеучению, которое он распространяет.

Господь призывает нас не к агрессии, а к кротости. Но когда дело идет о защите истины, о защите правды Божией, мы должны быть непримиримыми. Мы должны называть вещи своими именами: правду – правдой, ложь – ложью, грех – грехом, добродетель – добродетелью. Здесь не может быть никаких компромиссов.

А вот если кто-то лично против нас что-то замышляет, что-либо недоброе делает или говорит нечто несоответствующее действительности, то мы должны проявлять очень большое терпение и смирение. Мы должны учиться подставлять в таких случаях левую щеку, если ударяют нам по правой. Мы должны учиться всему списку добродетелей, который записан для нас в Нагорной проповеди евангелистом Матфеем, а евангелистом Лукой записан в равнинной речи. Об этих добродетелях мы слышим в евангельских блаженствах за каждой Литургией.

Взирая сегодня на пример святителя и чудотворца Николая, которого мы называем правилом веры и образом кротости, то есть человеком, который одновременно был готов за веру положить душу свою и в тоже время явил человеческое качество кротости, будем учиться этим добродетелям. Вслушиваясь в Евангельские блаженства, будем помнить о том, что Господь не заповедал нам ничего превосходящего человеческие возможности. Эти блаженства не являются неким абсолютно недостижимым идеалом: были люди в истории Церкви, которые эти евангельские заповеди воплотили в жизнь – их имена мы сегодня читаем в святцах.

Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю о том, чтобы он всегда помогал нам в этой жизни, в наших житейских нуждах, в скорбях и болезнях, а наипаче будем его просить о том, чтобы он нас научал, как сочетать эти качества и быть одновременно правилом веры и образом кротости. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС